Kniga Nr1435
Мне кажется, мы живем накануне глубочайшего преобразования воззрений на семью, детей, супружество потому что в том круге понятий, в котором мы выросли насчет всего этого, нельзя и предвидеть конца детоубийства. Студенты, ошикавшие в Астрахани г. Боброва, стоят на новой точке зрения; сам г. Бобров, заявивший, что роман с девушкою "его домашнее дело", и астраханская публика, желавшая, чтобы он "пел", стоят на старой точке зрения. Какова она? В чем она состоит?
"Девушка отдалась; но не обязан же я ее любить; она покончила с собой, но это ее дело, а не мое дело". Таково resume над усопшей г. Боброва.
"Девушка сбежала от родителей и бросилась на шею мужчине. Таковская была и таковскую получила себе смерть. Пойте, г. Бобров". Это resume слушателей в театре.
"Вовсе нет. Девушка как девушка Евина внучка. И мы такие, и матери наши были такие, и весь род человеческий, и все существо рода человеческого такое же, и из этого существа льется бытие мира. Различны степени и различно состояние горячности или холодности, наивности или опыта, доверчивости или подозрительности. Но вот где начинается дурное в вероломстве, злодействе, жестокосердии. Эта сторона лежит в вас, г. Бобров, и мы вас судим". Таков, я думаю, взгляд шикавших в театре.
Но кто дал вам право, когда это совершенно частно?..
Право совести человеческой у нас, право солидарности и слитности всего человечества, по которому погибшую мы признаем сестрою нашею, а вас считаем как бы вроде Каина... Ибо все подобные истории кончаются кровью, чьеюнибудь но кровью; и вы в ваши зрелые годы и с вашим опытом шли на кровь...
Но что вы за судьи?..
Как греческие судьи, которые в некоторые минуты обращали театр в суд, где произносились даже речи, обвинительные и защитительные, и где эллинское общество так же иногда, как и астраханское, кричало: "Вон". У греков, говорят, мертвая была совесть, еще не пробужденная законом христианским, а у нас, христиан, уже совесть проснувшаяся, живая; но у нас, христиан, вот таким артистам, как вы, кричат: "Пойте, г. тенор, а что там за вами кровь нам это не интересно", а у эллинов таким, как вы, "не давали огня и воды". Так и постановляли в случаях нравственного негодования: "Лишить такогото огня и воды", т. е. разобщиться с ним глубочайшим образом, как бы изгнать его в пустыню. "Ты Каин иди в пустыню; нет тебе с нами места, нет тебе воды из нашего колодца и огня от нашего очага. Мы не родня тебе более, ибо ты сам порвал с нами общечеловеческое родство".
Но ведь домашнее дело, главное домашнее...
Где уже два человека, вы и пришедший со стороны дело не домашнее, а именно общественное. Мы вас и не судим законом, а судим совестью; и по совести это общее дело, глубоко общечеловеческое.
* * *