Kniga Nr1436

Куда бежать и где приют найти?!..

Не во мне лично тут дело: все человечество стоит долгие века пред этим треклятым вопросом и вопрошает. И ответы сыпятся за ответами, а вопрос все остается вопросом. Бедное, жалкое, мерзкое, подлое  и глубоко несчастное, исстрадавшееся человечество, потерявшее чутье Бога!

Вашими работами на этом поприще вы уже расчистили некоторые Авгиевы стойла нашей семейственности и общественности  и потомуто, мне кажется, так и прислушиваются все к вашему слову... Не кажется ли вам, что ныне вновь "исполняются времена и сроки", что мы живем снова  если не в начале новой эры, то по крайней мере  в конце старой? Не чуете разве вы, что уже носится Великое Слово над миром, что уже Свет во тьме светит и тьма Его не объяст? И как некогда восстал Иоанн Предтеча с призывом к покаянию, так и ныне великое покаянное слово уже гремит в сердцах многих. Что такое вся ваша литературная деятельность, как не призыв к покаянию?  призыв к покаянию по тому пути, который вам представляется истинным; Л. Толстой, Достоевский и др. тоже пророки покаяния, зовущие на те пути, иные, которые им кажутся истинными. .. "Что есть истина"  Бог есть истина: единый истинный абсолют, и вне Его нет абсолюта и быть не может: все остальные "истины" относительны и субъективны; Бог, познаваемый не человеческим произволением, а откровением Божиим.

Как древле язычество, создавшее культ многобожия (главный грех коего* не в пантеизме, а в антропоморфизме),  от высот Зевсагромовержца пало в пропасть обожествления Нерона и Каракаллы, и даже коня Каракаллина, так и ныне псевдонаука, создавшая безбожие, низошла до обожествления протоплазмы; так ныне и философия, поставившая пупом мира свое праздное, ни на чем не обоснованное измышление  "ich", пала до шопенгауэровщины и ничшианства. Но преходящи все эти неистовства, велик же и вечен Господь Вседержитель; и не "субстанция" Он для мира, "бытия ли" или "бывания", a nstantia Suprema, от которой вселенная  рефлекс вечного света и пред которою  ничтожество и мразь все эти UeberMensch'n (сверхчеловеки (нем.)). Мы Бога забыли, застененного его служителями, и иные этих служителей почитают за Бога, а иные отрицают бытие Божие, по тому рассуждению, что эти служители  не Бог. Мы утратили самое представление о Церкви ("два или трие собрани во Имя Мое")  и лишь заботимся о создании и благолепии вещественных собраний для молитвы... ежели "на окраинах"  то по "добровольной" подписке. Но живет ли Бог в этих "местах собрания", или только поживляются от них их "создатели и благодетели"? Уничтожив патриархат, из политических видов, мы создали учреждение с "расторопным штабсофицером" во главе; припомните из "Моск. Сборн." кощунственное уподобление нашего духовного ведомства  блуднице, которая, не имея добрых дел, не кается, однако, как блудница евангельская, которая в грехах своих и с сокрушенным сердцем ждет Божия милосердия,  но нагло домогается внимания к себе и, бесстыдно растопырив ноги, голосит на распутье: "Приди и посмотри"! Кем и ради оправдания кого и чего изрыгнута эта хула?!.. Школьный атеизм у нас насажден не столько "отрицателями", сколь Д. А. Толстым и любовно взлелеян Деляновым (в смысле собирательном, конечно). Я знал гимназистовпятерошников, совершавших омерзительные гадости под благолепное пение св. псалмов... Народ, породивший такое чудовище атеизма, как Конст. Леонтьев, не может быть "безвинностраждущим" народом, как учили наши народники. А сознание вины есть уже покаяние.

______________________

* Ну... А слова: "по образу, по подобию Нашему сотворим его" (человека),  разве уж не включают обратной истины: что человеку есть Небесное Подобие? В. Рв.

______________________

Тем и полны живого трепета ваши речи, что каждое слово ваше идет до глубин жизни. Нет ничего легче, ничего поверхностнее и бесплоднее, как проповедь какойлибо абсолютной морали, вне пространства и времени. Теории сочинять, и даже логически их обосновывать  тоже нетрудное и пустое дело. Но вырвать болячку из глубины зараженного организма и показать соотношение в ней органических сил  как делаете вы  это великая заслуга. Глубоко берет ваш заступ; но не возгордитесь этим, а ройте еще глубже и выройте истину, во всем ее объеме, на свет Божий.

Мыслить за другого нельзя и нельзя другого заставить мыслить посвоему; я на это и не дерзаю. Я только передаю вам мои мысли, всполошенные вашими идеями.

С истинным и глубочайшим почтением

имею честь оставаться Геннадий Елв.

* * *