Kniga Nr1436

 Нет,  говорит,  не колокольчик.  Совсем меня не слушает.  Это, говорит,  у вас в газетах писаки колокольчиками заливаются, но мы их укротим. Я  тайный советник. Вот и г. Никольский. Наука с нами. Ссогну!..

 Не волнуйтесь.

 У нас семья  твердыня! Твердо стоит! Да. Например, у нас был губернатор. Жена его и убежала со студентом, репетитором его сына. Он в моих летах. Нус?..

 Нус?..

 Пять лет не возвращалась. Гдето путалась. Ему срам, ей ггоре! Положение. Губерния. "Рразведемся",  пишет. Она ему встречно: "Рразведемся".

 Ну?

 Не рразвели. "Что студент!  ответили в консистории блюстители семейной святости, то бишь  прочности,  хоть целый факультет". Стррогие законы! Святыня. Покой.

 Какой же,  говорю,  покой? если "хоть весь факультет"...

 Вы, сударь, молоды, а я сед. Принцип. Пусть семьи отдельные падают, но зато принцип семейственности как каменной твердыни  стоит. Fiat justitia, pereat mundus (Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир (лат.)). Слыхали? Я тоже юрист. Еще Неволина слушал.

Позвонили. Вотвот войдет лектор.

 У нас семья не разлучается, даже при бездетности, с кем бы ни жила жена помимо мужа и с кем бы ни жил муж помимо жены. Раз. У нас семья не разлучается, если муж все время живет в другом городе и в другом царстве, чем жена. Два. Также если жена живет в другом полушарии, нежели муж. Довольны? Твердыня. Сталь.

 Ваше превосходительство, я плачу. Как же вы не видите, что семья у нас не только не крепко стоит, но что она даже и не начала строиться. Ибо по римскому праву matrimonium liberorum quaerendorum causa, a no Евангелию  "два в плоть едину". А тут разные города и даже разные полушария, и это не как случай, а как факт, предвиденный законом и заключенный в формулу семьи. Так что  что семья, что не семья  все равно. Мне кажется  скорей мы троглодиты... А г. Никольский поддерживает это троглодитство.

 Молодой человек...

 Ведь право же, даже в квартирантстве и нахлебничестве больше содержательности, ибо там  комната и стол, и это conditio sine que nоn (обязательное условие (лат.)) нахлебничества и квартирантства. Не могу же я считать хозяином своей петербургской квартиры ньюйоркского янки или держать у себя на хлебах в Петербурге бура, живущего в Трансваале. Так что тут есть нечто непременное, и закон о квартирах относится к некоторым непременным реальным обстоятельствам. Но в семье  и в этом и заключается роковой факт  нет вовсе никакого непременного содержания: ни детей, ни  супружества, ни даже соквартирантства; так что наши законы о семье собственно невесть о чем  законы. Зерна нет. И все похоже на ботанику о несуществующих растениях: