Kniga Nr1436

Без ясного же сознания этого закона невозможно и точное исполнение его. Постараемся же уяснить его, руководствуясь указаниями наших соотечественных богословов, проповедников и писателей.

В лице первой человеческой четы, мужа и жены, земному человеческому житию даны святые и совершенные законы*. Образ этойто земной жизни всего человечества, этого святого и совершенного закона и возобновляется** каждою христианскою четою в таинстве брака. Для мужа его подруга не просто одна из женщин, но жена, для жены ее сожитель не просто один из мужчин, но муж,  для них обоих остальной род человеческий не имеет пола. Связанные благородными узами духовного братства со всеми подобными себе существами, муж и жена  христиане, Адам и Ева всех веков, одни получают благословение на вкушение радостей теснейшего сожительства, во имя физического и нравственного закона, положенного в основание земной жизни человеческого рода. Поэтому, первым обнаружением Божественности Христа было благословение супружеского соединения в Кане***, подобно тому как первым действием Божиим по отношению к роду человеческому было сотворение первой четы. Итак, брак не договор, не обязательство и не законное рабство (мнения некоторых ученых****), политиков, философов и литераторов); он есть воспроизведение образа, установленного Божественным Законом,  он есть органическое ***** и, следовательно, взаимное соединение чад Божиих . Брак огражден с самого начала законом о нерасторжимости ****** союза между мужем и женою, так что они должны составлять одну плоть, и разрыв между ними должен уподобляться рассечению пополам живого человека*******.

______________________

* Которые вы отменили. В. Рв.

** Отлично. Но ведь не венчались Адам и Ева? Значит, каждое сожительство отражает "образ" их натурального сожительства. В. Рв.

*** Было присутствование на "брачном пиршестве ", как одного из числа гостей: а к браку отношения в смысле благословения или делания  не было. И Апостолам Иисус, посылая их в мир, не наказал: "Идите и венчайте браки ". Да и словото это противоречило бы всей мысли апостольства и духу св. Евангелия. Что же касается до "посетил", то ведь сколько раз Иисус приказывал ученикам: "Забрось невод в море и у вытащенной рыбы найдешь денарий" или "улов рыбы будет большой": но кто же на основании этих примеров объявлял рыбную ловлю исключительной собственностью и профессией духовенства? А уж можно бы сказать: "И Христос благословил рыбную ловлю". И чудес на рыбной ловле было еще больше, чем в Кане Галилейской. В. Рв.

**** Не мнение о факте важно, а сумма отношений к факту: сумма же отношений  духовной власти к браку есть именно юридическая и крепостная; отношения мужа и жены таковы по закону и по установлениям духовной власти, что в венчании они получают "крепость друг на друга", и крепость эту, т. е. собственно документ на взаимное обладание, невозможно уничтожить, сколько бы они ни страдали или ненавидели друг друга. По действию своему обряд этот весьма похож на железную сеть, которую, по древнему мифу, выковал Вулкан и покрыл ею амурничающих Венеру и Марса. Но сеть может быть нитяная, веревочная и железная: имя "церковное таинство" придало ей именно вечность, неразрушимость и некритикуемость, не затрагивая нимало ее существа, т. е. оставляя ее сетью, скрепой, веревкой, договором, обязательством и законным рабством, но только железной прочности. Поразительно, что Дернов этого не замечает. Между тем отсюда и вытек западный гражданский брак как замена канцеляристапатера канцеляристомчиновником, как простая передача от одного к другому функции, без всякой в ней перемены и только с устранением ее риторической торжественности. Дело стало проще, удобнее. Мир от этого вздохнул. А патеры разодрали рот от негодования, в сущности, потому, что у них была отнята власть и деньги. Ибо любвито у них к браку и брачащимся, конечно, никогда не было, что видно из бракоразводного процесса, на Западе столь же гнусного, как и у нас. В. Рв.

***** Вот этот термин "органическое" следует запомнить в устах священника, выслушанный и не опротестованный собранием главнейших представителей петербургского духовенства. Очевидно, "тайною", и "таинством", и "законом Божиим" зовется "органическое". Но в венчании "органического" ничего нет. И, следовательно, самое сожитие, а не венчание есть "таинство". Весь доклад Дернова и его последующие труды (см. ниже), направленные против "органического", т. е. детей и сожительства, есть в то же время разрушение таинства брака в зерне его. В. Рв.

****** Это откуда новый курсив о "нерасторжимости "? Ни из чего предыдущего он не вытекает, и Ноздрев подвинул рукавом шашку, которой не было у него в пальцах. В. Рв.

******* Вот это Иродово "рассечение пополам живого человека" и есть требование, чтобы дворники именовали девицею мать троих детей: а след., этих троих детей объявление безматерными, сиротами . Поразительно, что Дернову в голову не приходит, в сущности, кровавый смысл его доклада и что притоны Скублинской и Масловской с фабрикацией в них "ангельчиков" есть в своем роде "Ясли для незаконнорожденных", сотворенные и смазанные елеем "милостивцем" Дерновым и "иже с ним", и где самито Скублинская и Масловская суть не более, как управительницы на найме, прислужницы, а не хозяйки. И при строгой последовательности, как воспитательные дома, так и вообще вся совокупность приютов и пансионов для незаконнорожденных должна бы быть передана во власть и на иждивение духовного ведомства, как сотворившего и проводящего в жизнь понятие незаконнорожденности. В. Рв.

______________________

Для чего же такое тесное соединение?

"От Тебе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человеча". "Твоя есть воля законное супружество и еже из него чадотворение"  так определяет Церковь цель брака в церковных своих молитвах, в чине венчания. По разуму Церкви "половое влечение дано Самим Богом* для распространения и умножения рода человеческого, а  проистекающая от отсутствия целомудрия  склонность к плотскому греху** есть одно из главных зол, которые проистекают из первородного греха".  Основавши человеческое семейство, вложивши в сердца мужа и жены взаимное влечение друг к другу*** и благословивши радости и утешения семейной жизни, Творец в этом самом союзе положил залог и обеспечение продолжения поколений. Главною целию установления супружества, следовательно, было чадородие****, облегчаемое утешениями семейной жизни. В рождении детей святый апостол указал естественное призвание женщины и заслугу ее пред Богом. "Спасется жена ради чадородия,  учит св. Павел (I Тим. 2, 1, 15),  если при этом пребудет в вере, и в верности, и в любви, и в святости с целомудрием ".