Kniga Nr1436

Итак, в честном супружестве* для женщины и мужчины земной путь к небу.

_______________________

* Куда по всем доселе сказанным словам, в которых автор и не заикнулся об обряде, относятся все решительно и мнимо незаконные, безобрядные сожительства. В. Рв.

_______________________

Как не могут прекратиться супружества, так не прекратится и размножение людей. Мысль о детях, заслоняемая на время в супругах пылкостию первых проявлений их взаимной любви, внезапно возникает в них по некоторому тайному сознанию, что союз их еще не полон, что сердце требует дальнейшего закрепления его в рождении детей и сосредоточении на них и в попечении о них взаимной любви отца и матери. Что это верно, что это голос самой природы,  свидетельствует радость в добрых семействах о появлении первенцев. Такое значение брак имел всегда в глазах Церкви, признающей его за таинство и за тайну *. В этом удостоверяют правила апостольские и правила всех веков, запрещающие новообращенным расторгать союз, заключенный до крещения**. В этом удостоверяет и самый церковный чин брака***. В нем, во всех молитвах призывается благословение Божие на мирное и благочестивое, целомудренное сожитие супругов и возносится молитва о даровании им потомства, как древним патриархам,  возносится молитва и за воспитавших их родителей****. Последнее показывает также важность обязанности родителей, возлагаемой на них законом брака, воспитывать детей. Этому отвечает и естественное желание неиспорченных супругов иметь детей, и их неусыпные заботы о воспитании детей. Итак, божественным законом брака выясняется и охраняется закон естественный  благословенного рождения и доброго воспитания детей и непрерывной любви тех двух существ, от которых дети происходят.

______________________

* Хорошо. Но ведь до сих пор об обряде решительно ничего не сказано. Описывается чисто природный и вместе, конечно, нравственный факт семьи. К этому автор и привешивает пломбу: "Таинство, тайна по учению церкви". Откуда же тема доклада: "Незаконные сожительства, незаконные дети"? В. Рв.

** Это очень важно. Языческий брак признавался и христианским духовенством, так что при крещении двух супруговязычников или одного супругаязычника крещеные продолжались считаться супругами, т. е. церковь принимала за "тайну" и "таинство" языческое супружество, и уж, конечно, не языческие обряды его заключения, а самое состояние в супружестве, т. е. просто сожитие и деторождение. Но оно вполне тожественно с нашими незаконными сожитиями: какое же у церкви или закона основание их не признать за брак, и притом в смысле таинства? Отрицание этих сожительств и равняется тому, чего никогда апостолы не делали: именно, как если бы апостолы и первая церковь считала язычников  супругов после крещения вновь "девицею" и "холостым", а детей, от них рожденных, "незаконнорожденными". В. Рв.

*** Тонкий софизм: "чин брака"  выше описан, это  "супружество и дети". Теперь бы следовало говорить: "церковный чин благословения на брак ", "напутствие в брак ". Но простая потребность словосокращения, как бы писания "т. е." вместо "то есть", вызвала речения: "чин брака", "церковный чин брака", откуда и пошла вся путаница. Пломба фабрики стала мешаться с сукном фабрики, и на вопрос: "Дайте мне кусок сукна"  покупателю начали давать пригоршню оловянных шариков; на недоумение отвечают: "Все  равно", а при отказе взять это сокровище зовут полицию, составляют протокол и обвиняют протестанта: 1) в развратном желании иметь сукно, 2) непризнавании законной пломбы, 3) отрицании таинств и потрясении семьи. А сущность этой пломбы и заключается в том, что она действует и имеет цену и без семьи, а семья без пломбы  никакой цены не имеет и даже есть преступление требовать для нее цены и оценки. В. Рв.

**** Есть поговорка о "добрых намерениях", что из них гдето сделана хорошая мостовая; то же можно сказать и вообще о всяких платонических "благопожеланиях", если они не выразились в соответственных заботливых законоположениях, на все случаи жизни и разные в ней коллизии. А этихто законоположений для супружества никогда и не было дано, кроме прописки в один паспорт, да совета: "Люби". Тщетно Павла I мы считали бы покорителем Италии за то, что он Суворову, отправляющемуся против французов, сказал: "Сын мой, изгони этих безбожников из Италии; впрочем, помни, что ты христианин, и не проливай много крови". Слишком кратко... В. Рв.

______________________

Впоследствии, как сказано Иисусом Христом, ради жестокосердия людей, по преступности их, дозволен развод, но только для ограждения блага и чести семейств от потока прелюбодеяния*, посредством отсечения от союза недостойной половины супружеской четы. И это вполне естественно: в случае прелюбодеяния идея органического и взаимного соединения, т. е. внутренняя святость супружеского состояния, пропала для мужа и жены, и в смысле христианском прелюбодеяние есть смерть брака. Святой союз, установленный Создателем, не может быть расторгнут без греха человеческою волей.

______________________

* Ну, вот  сознались: что без развода  "поток прелюбодеяния вторгается в брак и нарушается честь семейств". Богословы наши  как сонные. Казалось бы, после таких слов, для "ограждения чести семей и чистоты брака", члены консисторий должны бы обхаживать улицы и дома и сами допрашивать, упрашивать: "Не началось ли в дому прелюбодеяние"  и при первом намеке на него советовать: "Разойдитесь, разведитесь: что же это за брак с грязнотцой". Но члены консистории как бес ладана трепещут развода и, прямо не отменив слов Спасителя о необходимости развода при прелюбодеянии, потребовали таких доказательств последнего, избегая которых (совершить совокупление на глазах двух посторонних людей) и муж всякое прелюбодеяние перетерпит от жены, и жена всякое распутство перетерпит от мужа. Но сонный богослов, пробормотав о "потоке прелюбодеяний", заснул и, перевернувшись на другой бок, бормочет через страницу о "неразводимости как охране святости семейного союза". В. Рв.