Kniga Nr1436

** Это очень важно. Языческий брак признавался и христианским духовенством, так что при крещении двух супруговязычников или одного супругаязычника крещеные продолжались считаться супругами, т. е. церковь принимала за "тайну" и "таинство" языческое супружество, и уж, конечно, не языческие обряды его заключения, а самое состояние в супружестве, т. е. просто сожитие и деторождение. Но оно вполне тожественно с нашими незаконными сожитиями: какое же у церкви или закона основание их не признать за брак, и притом в смысле таинства? Отрицание этих сожительств и равняется тому, чего никогда апостолы не делали: именно, как если бы апостолы и первая церковь считала язычников  супругов после крещения вновь "девицею" и "холостым", а детей, от них рожденных, "незаконнорожденными". В. Рв.

*** Тонкий софизм: "чин брака"  выше описан, это  "супружество и дети". Теперь бы следовало говорить: "церковный чин благословения на брак ", "напутствие в брак ". Но простая потребность словосокращения, как бы писания "т. е." вместо "то есть", вызвала речения: "чин брака", "церковный чин брака", откуда и пошла вся путаница. Пломба фабрики стала мешаться с сукном фабрики, и на вопрос: "Дайте мне кусок сукна"  покупателю начали давать пригоршню оловянных шариков; на недоумение отвечают: "Все  равно", а при отказе взять это сокровище зовут полицию, составляют протокол и обвиняют протестанта: 1) в развратном желании иметь сукно, 2) непризнавании законной пломбы, 3) отрицании таинств и потрясении семьи. А сущность этой пломбы и заключается в том, что она действует и имеет цену и без семьи, а семья без пломбы  никакой цены не имеет и даже есть преступление требовать для нее цены и оценки. В. Рв.

**** Есть поговорка о "добрых намерениях", что из них гдето сделана хорошая мостовая; то же можно сказать и вообще о всяких платонических "благопожеланиях", если они не выразились в соответственных заботливых законоположениях, на все случаи жизни и разные в ней коллизии. А этихто законоположений для супружества никогда и не было дано, кроме прописки в один паспорт, да совета: "Люби". Тщетно Павла I мы считали бы покорителем Италии за то, что он Суворову, отправляющемуся против французов, сказал: "Сын мой, изгони этих безбожников из Италии; впрочем, помни, что ты христианин, и не проливай много крови". Слишком кратко... В. Рв.

______________________

Впоследствии, как сказано Иисусом Христом, ради жестокосердия людей, по преступности их, дозволен развод, но только для ограждения блага и чести семейств от потока прелюбодеяния*, посредством отсечения от союза недостойной половины супружеской четы. И это вполне естественно: в случае прелюбодеяния идея органического и взаимного соединения, т. е. внутренняя святость супружеского состояния, пропала для мужа и жены, и в смысле христианском прелюбодеяние есть смерть брака. Святой союз, установленный Создателем, не может быть расторгнут без греха человеческою волей.

______________________

* Ну, вот  сознались: что без развода  "поток прелюбодеяния вторгается в брак и нарушается честь семейств". Богословы наши  как сонные. Казалось бы, после таких слов, для "ограждения чести семей и чистоты брака", члены консисторий должны бы обхаживать улицы и дома и сами допрашивать, упрашивать: "Не началось ли в дому прелюбодеяние"  и при первом намеке на него советовать: "Разойдитесь, разведитесь: что же это за брак с грязнотцой". Но члены консистории как бес ладана трепещут развода и, прямо не отменив слов Спасителя о необходимости развода при прелюбодеянии, потребовали таких доказательств последнего, избегая которых (совершить совокупление на глазах двух посторонних людей) и муж всякое прелюбодеяние перетерпит от жены, и жена всякое распутство перетерпит от мужа. Но сонный богослов, пробормотав о "потоке прелюбодеяний", заснул и, перевернувшись на другой бок, бормочет через страницу о "неразводимости как охране святости семейного союза". В. Рв.

______________________

Церковь требует целомудрия и от супругов. Очевидно, что пред современными нам людьми надобно с особенною рельефностию выяснить, что Церковь в этом случае, как и во всех других, дает истинное понятие и разумение земных форм бытия: величавая святость добровольного девства, исполненная радостей святость супружества, строгая святость вдовства*  все это, объединяяся в целомудрии, держится одно другим и взаимно одно с другим вяжется. Таким образом, в Законе Божием, содержимом Церковию, дается истинное понятие о вещах духовных, управляющих порядком нашей земной жизни: лишившиеся же духовного разумения своими заблуждениями утрачивают украшавший жизнь человека венец  целомудрие, под которым разумеется не только чистота телесная, но и чистота духа, ума и сердца, соблюдение себя и от разговоров нескромных, и от взоров нечистых, и от слышания чеголибо неприличного, хранение в чистоте всех чувств своих, самых мыслей своих**.

______________________

* "Добрые намерения", которыми ад вымощен. Ты дай и создай условия законодательные и бытовые, сотворяющие все это. А то ведь и я могу счесть себя основателем идеального духовенства, написав "в сердце своем" или, пожалуй, и на бумаге: "Как высок иерей, вечно обращенный мыслью к Богу. Он ходит среди народа  как добрый пастырь среди овец; поутру спешит в школу; после обеда  напутствовать умирающего; к вечеру  крестить; и все это безмездно, из чистого благоволения, со всех сторон вызывая слезы благодарности в человечестве". Не знаю, поблагодарили ли бы иереи за такое благопожелание, возведенное в юридический устав. "Да мы издыхаем от труда и голода и ничего этого не делаем за физической невозможностью",  крикнули бы они сильно и грозно. Так и мир кричит о "благопожеланиях" духовных супружеству. В. Рв.

** Совсем заснул человек и несет неизвестно что. Но такимто "несением" наполнены на 3/4, на 4/5 все в розовых и голубых обложках книжки и брошюрки "О христианском браке", "О христианской семье", "О тайне супружества" etc. В. Рв.

______________________

Чем важнее закон, тем тщательнее должно быть применение его, ибо всякая небрежность в этом отношении вызывает у тех, кого закон касается, ту мысль, что легко можно и нарушить его. А что обозначают так участившиеся в наше время нарушения супружеской верности, временные разлучения супругов и разводы? Супружеская жизнь  всегда ли это ныне жизнь супруговхристиан? У всех ли супругов она проводится похристиански  в чистоте, воздержании и целомудрии и неизменной друг другу верности? Как часто ныне слышатся то взаимные измены, то разводы тут и там,  как расходятся, едва успевши сочетаться, попирая таким образом святость брака, ни во что ставя обеты, данные пред Богом и Его Церковию,  как разлучаются единственно изза страсти к другому лицу, изза этой страсти бросая детей, теряя стыд, совесть, делая все это открыто, на соблазн другим, и в то же время спокойно, как будто дело законное, часто побуждаемые к этому ближайшими родственниками, чуть не всеми извиняемые, оправдываемые подчас самим судом*. В мире ли христианском и еще православном этому быть? А между тем, все это идет вперед такими быстрыми шагами! Не показывает ли это, что есть какаято причина, допускающая такое легкомысленное нарушение таинства брака? Церковный чин последнего так составлен, что истовое исполнение назидательных молитв его и тщательное исполнение знаменательных действий его должно производить и на брачащихся, и на всех присутствующих при бракосочетании неотразимое впечатление того, что  это есть тайна **, нарушить которую никто не может и не должен осмеливаться нарушить ее. Нет ли причины в самих совершителях этого таинства, в их небрежности, дозволяющей легкомысленно относиться и бракосочетающимся и присутствующим при браке к этому священному обряду?*** Допуская возможность таких причин со стороны совершителей таинства, надо сказать, что самим пастырям уже никак нельзя допускать совершения таинства скорого, небрежного,  одновременного венчания двух, трех и более пар,  одновременного совершения бракосочетаний в двух или трех пределах, ничем не отделенных друг от друга. Надо особенно заботиться о том, чтобы ничто не давало повода, со стороны совершителей таинства, присутствующим при браках к тому  прямо сказать  безобразному поведению, которое мы везде и всюду видим ныне. Это невозможное поведение присутствующих является одною из язв, вносящих болезненное повреждение в тайну брака. Поведение присутствующих в храме, всегда благоговейное, в этом одном случае, при бракосочетаниях, является нередко невозможным. Слишком нескромное, даже бесстыдное разглядывание и оглядывание присутствующими жениха и невесты, громкие разговоры, нескромные шутки, смех и т. п. не дают часто бракосочетающимся никакой возможности сосредоточиться в молитве и с полною верою и надлежащим благоговением принять благодать святого таинства****. А нередко можно видеть, как  под влиянием такого общего настроения  и сами брачащиеся начинают вести себя так же недостойно, как и присутствующие, и  можно сказать  посмеиваются над благодатию таинства. Бог же поругаем не бывает: не здесь ли кроется причина так называемых несчастных браков *****, особенно участившихся в наше время? И не надобно ли позаботиться обставить совершение таинства брака полным благоговением и со стороны брачащихся, и со стороны присутствующих****** при бракосочетаниях?