Kniga Nr1436

_______________________

* Матернат, при богатстве множества зрелых и перезрелых дев и вдов, есть первое разрешение экономического вопроса в браке. Богатство дев и вдов теперь идет на умопомрачительные наряды, косметику, заграничные путешествия, выезды и подарки оперным певцам: тогда бы оно шло на своих детей. Вообще тогда жизнь и ее тон стали бы скромнее и трудолюбивее. Второй столб разрешения экономического вопроса  в упразднении понятия незаконнорожденных детей: тогда богачи, и теперь все равно не выдерживающие типа моногамии, подобрали бы себе сиротдевушек, сгруппировали их вокруг себя. Вообще в законодательство о браке должна быть вобрана и внимательно разработана идея девушки: 1) сироты, 2) бедной, 3) некрасивой, 4) даже уродливой, 5) слабого здоровья,  каковые все у мудрого законодателя должны получить детей, ибо такова о них мысль Божия, вложенная в их организм. В. Рв.

_______________________

Как изменить экономические условия  это, конечно, не в сфере пастырского влияния.

Другие отговорки от вступления в брак: "Нелюбовь к семейным неприятностям и заботам, к ухаживанию за больными, к крикам детей"  и проч.  выказывающие таковых людей полными эгоистами,  или "указание на трудность найти себе хорошую жену", выбор которой похож будто бы "на лотерею  без надежды получить выигрыш"*, отзывающееся полным легкомыслием и несправедливостью **,  указывают только на стремление найти какоелибо оправдание для своей беспорядочной жизни, которая, несомненно, и влияет на нарушение супружеской верности и на появление ужасающей массы незаконнорожденных.

______________________

* Все эти строки вполне основательны: отсутствие развода по воле мужа повело к чудовищным нравам, сняв всякую узду с женщин: уж если законно она может уйти от мужа, поселиться в доме любовника и детей от него записывать на имя мужа, то чего же стесняться! "Carte blanche" на всякое поведение дана им, и во всех случаях, когда муж не умеет держать арапника в руках,  ей решительно бояться нечего. При полной свободе развода  ни одного холостого мужчины не осталось бы. В. Рв.

** Несправедливость и легкомыслие  только в ваших, батюшка, суждениях. В. Рв.

______________________

Официальная статистика последних показывает, что приблизительно одна треть зарегистрированных рождений всего петербургского народонаселения есть рождения незаконнорожденные *, и притом в большинстве, что и ужасно, православных матерей**, и это соотношение остается неизменным и при увеличивании народонаселения. Но при этом нужно заметить, что эти статистические данные не составляют верного показания числа незаконных сожительств и преступных связей, ибо никак нельзя зарегистрировать связей холостых людей с замужними, при коих, как было сказано выше, родившиеся дети показываются законнородившимися,  также принять надобно во внимание массу подкидышей, загубленных и задушенных*** при самом рождении младенцев и вытравленных зародышей, а также и то, что не все незаконные связи имеют результатом рождение или зачатие: и мы можем приблизительно представить себе ужасающую массу незаконных сожительств и слабость показаний статистики. Невольно напрашивается вопрос: нет ли причины этого зла более основной, более существенной, чем все вышеприведенные, которые обусловливаются сами, может быть, ею?

______________________

* Прелестно! Аскетический "виноградарь" брака и не замечает, каково его хозяйство или каков он хозяин, если одну треть ягод находит действительно или объявляет испорченною и не только срывает с ветви, но и выбрасывает вон за забор виноградника. Вспоминаются слова притчи: "...ты жестокий человек,  берешь  чего не клал, и жнешь, чего не сеял". Аскет детей не "сеял" и "жнет" их, бесстрастно решая: "Треть всех отнять у матерей, или даже у матерей и отцов, и объявить, как незнаемо от кого родившихся,  лежащими вне насажденного мною скопческого виноградника". В. Рв.

** Конечно, они не более страстны, чем неправославные: но закон у инославных покрывает, так сказать, зачерпывает в ковш свой полноту женской и мужской страстности и бережно выносит на берег весь плод ее, сумму всех рожденных детей. Так в чужих худых верах, у жидов, татар и даже частью у лютеран; у нас же, праведных, ковш идет боком в озеро страстности, отдувает в сторону и комаров и верблюдов и, поднимаясь как можно быстрее с горсточкой воды кверху, говорит: "Вот эти скопческие дети суть плод целомудрия, а оставшееся внизу озеро  есть блуд: выплесните его за ограду моих владений". В. Рв.

*** И все пишет спокойно священник!! В "Жизни европейских народов" Водовозовой я читал, что в Альпах водится каменный баран: гонимый охотником, волками или орлом, он с страшной высоты бросается в пропасть  и, падая прямо на рога, иногда подскакивает от упругости их кверху сажени на 2 в воздух, оставаясь жив, а рога не сломаны. Вот такие рога вырастают иногда у богословов к их благополучию: и тогда им ничего не страшно. В. Рв.