Kniga Nr1443

Районный надзиратель: полновременные, работающие за плату, служители-Свидетели, под наблюдением которых находится примерно по 20 собраний. Дважды в год они посещают каждое из этих собраний с недельным визитом, на весь срок которого собрание предоставляет им кров и пищу в частных домах.

Служитель: Свидетель мужского пола, занимающий ответственную должность в местном собрании.

Служение: проповедническая деятельность по домам.

Сотрудник Вефиля: полновременный работник, проживающий и работающий на каком-либо предприятии, ферме или в офисе Общества Сторожевой Башни.

Теократический: соответствующий установкам якобы управляемой Богом организации Сторожевой Башни. Люди считаются теократическими, если их поведение соответствует нормам Общества.

Царство: Божье правление, осуществляемое посредством Общества Сторожевой Башни.

ГЛАВА 8

Свобода собраний?

Когда меня приглашают в ту или иную церковь с лекцией о Свидетелях Иеговы, как правило, перед началом программы я стараюсь познакомиться поближе с моими будущими слушателями. Узнав меня по фотографии на объявлении о предстоящей лекции, многие и сами подходят, представляются и рассказывают о своих встречах со Свидетелями и о трудностях, с которыми сопряжено общение с их родственниками- Свидетелями Иеговы. Одни говорят, что являются прихожанами пригласившей меня церкви, а другие — что специально пришли, чтобы послушать мой рассказ. Поэтому, выступая с лекцией, например, в баптистской церкви, я часто обнаруживаю среди слушателей членов не только этой конкретной церкви, но и баптистов из других церковных объединений, а также лютеран, пятидесятников, методистов, конгрегационалистов, католиков и членов других христианских конфессий.

Когда программа уже идёт, я, как правило, начинаю своё выступление с того, что прошу слушателей поднять руки: «Скольким из присутствующих здесь сегодня доводилось общаться со Свидетелями Иеговы? Пожалуйста, поднимите руки». Руки поднимают практически все. Затем я добавляю, «Я не хочу спрашивать, сколько здесь в аудитории Свидетелей Иеговы. Если кто-нибудь из них находится здесь, это огромный риск для него самого. Когда он вернётся в свой Зал Царства, его присутствие на сегодняшнем собрании может стать поводом для вызова на закрытое «судебное слушание», где его ожидает суд и наказание за посещение этой встречи».

У слушателей всех конфессий от удивления и потрясения открываются глаза и рты. Они сами, даже не задумываясь, отправились на собрание вместе с людьми из других церквей, чтобы поговорить на интересующую их тему. Им даже в голову не приходило, что посещение такой встречи может быть наказуемо. Здесь, в Соединённых Штатах Америки, каждому гарантирована свобода собраний, поэтому известие о том, что есть американцы, лишённые такой свободы, вызывает шок. Однако именно так все и обстоит для тех американцев, которые становятся Свидетелями Иеговы - они отрекаются от свободы собраний.

Встреча, недавно происшедшая у меня в Лейквилле, штат Массачусетс, показывает, с каким отчаянием Свидетели Иеговы отваживаются искать информацию на стороне. Сразу по окончании моей вечерней лекции ко мне подошли четыре женщины и представились Свидетелями Иеговы, жаждущими узнать «настоящую правду». Одна из них поведала мне, что они хотели посетить лекцию, которую я давал ещё два месяца назад в городке, расположенном гораздо ближе к их дому, однако та лекция проходила днём, и они боялись, что другие Свидетели могут заметить, как они заходят в церковь, и донести на них старейшинам. Но теперь, когда лекция начиналась уже после наступления сумерек и проходила в другом городе, они собрали все своё мужество, чтобы прийти.

И все же на лицах этих женщин отчётливо читался страх. Хоть я и привык к таким ситуациям, моё сердце было тронуто их смелым шагом во внешний мир.

Обычно, когда людей приглашают услышать «разоблачение» той или иной религиозной или политической группы, некоторые из членов этой группы приходят на встречу - для того, чтобы освистать докладчика, опровергнуть его доводы во время, отведённое для вопросов из зала, или хотя бы послушать, о чем пойдёт речь — но как-то обязательно проявят себя. Но только не в случае, когда речь идёт о Свидетелях Иеговы. Описанная выше встреча с четырьмя женщинами была исключением, а не правилом. В обычной ситуации ни один Свидетель Иеговы не посетит публичную религиозную лекцию, которую читает «посторонний». Иногда в местном Зале Царства заранее официально сообщают о таком собрании и предостерегают Свидетелей, что посещать его и слушать лектора не следует, хотя это предостережение, скорее, адресовано новичкам среди Свидетелей Иеговы — тем, кто ещё не понял, что собрания других религиозных групп находятся «за границей».

Запрет на посещение собраний относится не только к встречам, на которых критикуют Сторожевую Башню, но и к обычным богослужениям других церквей. Свидетелям Иеговы не позволено даже заходить в другие церкви. Как правило, они настолько строго соблюдают этот запрет, что не приходят ни на церковные венчания, ни на похороны, проводимые духовенством, в каких бы близких отношениях Свидетель ни состоял с венчающимися или умершим. Таким образом, матери-Свидетельнице, возможно, придётся пропустить венчание своей дочери, не принадлежащей к организации, а Свидетель Иеговы, который потерял родителей или родственников другого вероисповедания, вероятно, не сможет присутствовать на похоронах.

Более того, запрет наложен и на некоторые собрания среди самих Свидетелей. Дни рождения, рождественские и новогодние вечеринки и семейные торжества по случаю национальных и государственных праздников строго запрещены. А если семья хочет собраться на обед, не следует назначать это событие на какой-либо праздничный день.

Под запрет могут попасть и некоторые виды групп по изучению Библии среди самих Свидетелей, особенно, если собрания проходят не по распоряжению руководства, и если литература Общества Сторожевой Башни не используется как основной учебный материал. Например, в своём памфлете «Что произошло в международном главном отделе Свидетелей Иеговы весной 1980 года?» (What Happened at the World Headquarters of Jehovah's Witnesses in the Spring of 1980?) бывший «надзиратель» фабрики Сторожевой Башни Рэндалл Уоттерс рассказывает, что до самого 1980 г. некоторые сотрудники главного отдела в частном порядке собирались для изучения Библии, однако весной того года «об этих группах вскоре узнали и приказали прекратить собрания, если они не будут строиться на информации из изданий Общества». Так в главном отделе Сторожевой Башни был положен конец независимым собраниям для изучения Библии.