Kniga Nr1443

Однако, оплакивая ограничения, которые в прошлом налагались на хождение их материалов в Соединённых Штатах и Канаде, и свои сегодняшние трудности в Китае и Восточной Европе, руководители Свидетелей Иеговы умалчивают о том, что в их собственном «царстве» точно так же ограничивается личная свобода людей. Инакомыслящие Свидетели Иеговы не имеют никакого права издавать или распространять свои работы, в которых критикуются руководители Сторожевой Башни и организация, — и даже статьи, в которых высказывается сомнение по поводу официальных догматов. Ничто подобное недопустимо среди их собственного народа.

Более того, на опубликовавших что-либо религиозное по своему характеру Свидетелей, — даже если этот материал полностью согласуется с учением Сторожевой Башни, — смотрят с подозрением. Организация представляет себя единственным Божиим «каналом связи» («Сторожевая Башня», 1 января 1981 г., стр.27), поэтому всякий человек, осмелившийся обнародовать размышления на религиозную тему, становится конкурентом, а следовательно, и противником Общества. А потому, за редким исключением, Свидетели Иеговы не распространяют никакие другие религиозные произведения, кроме изданных организацией, и не читают никакой другой религиозной литературы.

Отказывая внутри организации своим последователям в тех самых свободах, гарантий которых Общество Сторожевой Башни добивалось для них во внешнем мире, оно следует образцу, слишком часто повторяющемуся в истории, а именно: тенденцию преследуемых превращаться в преследователей, как только они устанавливают прочную власть на своей земле. Так, канадский профессор М.Джеймс Пентон, некогда написавший книгу под названием «Свидетели Иеговы в Канаде: борцы за свободу слова и вероисповедания» (Jehovah's Witnesses in Canada: Champions of Freedom of Speech and Worship), впоследствии своими глазами увидел их гнет и написал, что «они напоминают тех пуритан семнадцатого столетия из Англии и Новой Англии, которые, будучи готовы бороться с тиранией традиционной церкви и деспотичного короля во имя христианской свободы, были точно также готовы стать тиранами по отношению к инакомыслящим в своих собственных рядах» («Апокалипсис отложен: история Свидетелей Иеговы» — Apocalypse Delayed: The Story of Jehovah's Witnesses. Toronto, 1985). И правда, пуритане, покинувшие Англию, чтобы укрыться от гонений в колониальном Массачусеттсе, вскоре начали изгонять баптистов и вешать квакеров в Бостоне. Подобным же образом и Свидетели Иеговы скоры на расправу с инакомыслящими, чьи голоса раздаются в их «царстве».

Таким образом, если Общество Сторожевой Башни и является «борцом за свободу», то свобода, за которую оно борется, — только ее собственная.

ГЛАВА 16

Инквизиция XX века

Как-то в конце 1981 года, в выходные, мы с женой сидели среди примерно двух тысяч мужчин, женщин и детей, собравшихся на районный конгресс Свидетелей Иеговы в местном Зале Конгрессов в Натике, штат Массачусетс. Как преданные Свидетели, мы аплодировали одному оратору за другим, пока не услышали от одного из них то, что засело в наших ушах, как рыбная кость в горле. Женщине Свидетелей Иеговы, сказали нам, «не следует выражать своё несогласие с правовыми решениями старейшин — даже выражением лица». Оратор продолжил свою речь, словно он не сказал ничего особенного, а мы с Пенни повернулись друг к другу, потрясённые и отказывающиеся верить своим ушам.

Когда речь закочилась, мы воздержались от аплодисментов. Это не осталось незамеченным в аудитории, от которой ожидается полное единодушие. Как только собрание закончилось, сидевшая позади пожилая женщина взглянула Пенни прямо в глаза и сказала: «Нам это было нужно, не так ли?» Моя жена уставилась на неё, словно не слыша вопроса.

Вернувшись домой в конце дня, я позвонил знакомому областному надзирателю из Пенсильвании, чтобы спросить, действительно ли запрет на то, что Джордж Оруэлл в своём романе «1984» назвал «преступлением лица», был официальной частью запланированной речи. Я знал, что программы районных конгрессов по всей стране содержат одинаковую информацию, которая готовится в главном отделе Сторожевой Башни и сообщается оратору в виде подробного конспекта речи. Но я знал также, что некоторые ораторы иногда вставляли в порученную им речь свои собственные мысли — с этой практикой я сам пытался бороться в бытность свою председательствующим надзирателем в местном собрании. Был ли этот запрет на проявление несогласия выражением лица заложен в конспект Общества, или же неумеренно рьяный оратор вложил в услышанную нами речь свои собственные мысли? Областной надзиратель подтвердил мои худшие опасения: официальный конспект из Бруклина действительно запрещал «преступление лица».

Это объявление возвестило конец уникального периода относительной свободы, которой Свидетели Иеговы обладали в 1970-х годах. Отныне приподнимать брови, вращать глазами или морщить лоб, когда говорят старейшины, будет считаться недостойным. Женщина, осудившая Пении за то, что она не аплодировала, была из другого собрания и не знала наших имён. В ином случае она, возможно, донесла бы на нас старейшинам.

С 1981 года журнал «Сторожевая Башня» обрушивал на Свидетелей Иеговы непрерывную пропаганду, побуждая их к слепому, безмолвному послушанию. Подобно трём обезьянам из поговорки, которые «не слышат зла, не видят зла, не говорят зла», Свидетели Иеговы не должны читать, слушать, или произносить критику в адрес своего руководства.

Отказываетесь ли вы слушать резкую критику в адрес организации Иеговы? Вам следует отказываться («Сторожевая Башня», 15 мая 1984 г., стр. 17).