Kniga Nr1444

Культы, как правило, привлекают людей одиноких. Новопришедшим оказывают теплый прием, им уделяют много внимания, приглашают прийти еще раз, просят посетить другие собрания и поучаствовать в них и в других видах деятельности: один или несколько членов назначаются (без ведома новичка) его персональными наставниками, руководителями или "друзьями". Одинокому человеку трудно сопротивляться, когда ему оказывают такое внимание. Для того, чтобы придерживаться учений группы, нужна определенная ментальная гимнастика, которая не представляет особого труда для того, кто жаждет любви и тепла, видит возможность удовлетворить свои нужды.

Фактором, уникальным для мужчин, может оказаться решение, основанное на личных эмоциях, и касающееся структуры власти в организации. Мужчина, посещающий Зал Царства может понаблюдать за руководством и заметить престиж старейшин, пожелать этого самому себе и прийти к решению, что это в его силах, если только он будет соответствовать требованиям организации. Этот фактор очень часто вступает в действие, когда речь идет о чернокожих мужчинах, обнаруживших, что их продвижение по месту работы или в обществе вообще невозможно, но они способны стать старейшинами в местном Зале Царства (хотя в иерархии Свидетелей Иеговы чернокожим редко позволяют подниматься выше этого). Подобная же мотивация вступления или нахождения в секте иногда характерна для ситуаций мужей-подкаблучников; организация, руководимая мужчинами, открывает ему простор, в котором он может освободиться от контроля жены - почти как в мужских клубах или общежитиях.

Какой бы ни оказалась эмоциональная нужда - будь то признание, круг друзей, престиж или другая нужда - если удовлетворение этой нужды является основной силой, удерживающей человека в Сторожевой Башне, этот факт должен быть осознан всяким, кто хочет добиться освобождения от секты. Спор о доктрине или о теологии, пусть даже самый убедительный по своей логике, не принесет никаких результатов, потому что в жизни Свидетель руководствовался не логикой и не анализом причины. Как влюбленная девочка-подросток, обожает каждое слово, сказанное ее парнем, так Свидетель Иеговы, обнаруживает подобную эмоциональную полноту в организации и рад аплодировать всему, что говорит секта.

В таких случаях чары могут быть разрушены только после того, как закончится медовый месяц. По прошествии какого-то времени - вероятно, спустя год или два после крещения - на нового Свидетеля Иеговы станут смотреть как на рядового члена конгрегации. Ухаживание за и , состоящее из особого обхождения, закончится. Другие Свидетели уже не будут изменять своему обычному поведению, проявляя особое дружелюбие, доброту и любовь. Фактически, многие из них могут оказаться ожесточенными, подлыми и грубыми - из-за давления, распространенного в среде Зала Царства. Более того, сама организация постепенно будет обнаруживать свою холодность, превращаясь в подобие надсмотрщика. Новый Свидетель может испытать чувства, которые испытывает молодая жена, проснувшись однажды утром, для того лишь, чтобы понять, что ее муж уже не открывает дверь, не дарит цветов или не проводит время, держа ее руку, а стал, на самом деле, груб и может обидеть. Эти чувства знакомы и мужчинам, которые уже достигли определенного престижа и вдруг обнаруживают, что дальнейшее продвижение невозможно из-за предубеждения окружающих или внутренней политики, и может быть, он даже оказался понижен до самой низкой должности, предусмотренной там, где он работает.

Если такая перемена происходит резко, то одной этой перемены уже достаточно, чтобы вызвать у человека шок, и заставить его пересмотреть его или ее религиозные отношения. Но обычно все внешние связи рвутся еще до этого, и несчастному Свидетелю некуда больше идти и некуда возвращаться. Как молодая жена, лишенная иллюзий, обрекши себя на тяжесть домашней работы по дому, из которого ушел муж, Свидетель Иеговы чувствует, что ему не хватает прежних посещений собраний и продажи журналов от-двери-к-двери для хозяина-организации.

Но такое сравнение не совсем правомерно. Свидетель не женат официально на организации. И конечно, можно найти, куда ему идти и к чему вернуться - если вы по-прежнему любимы вашим Свидетелем Иеговы, женой, другом или родственником.

Прежние обсуждения могли быть тщетными, доказательства и улики, предоставляемые и выстроенные вами, быть оставлены без внимания. Свидетель Иеговы мог закрывать слепые глаза и затыкать глухие в ответ на все ваши обращения, потому что удерживающая власть секты была обусловлена эмоциями, а не фактами. Но теперь эмоциональные оценки изменились. Свидетель начал понимать, что организация не любящая и не способная на любовь, в то время как вы, наоборот, по-прежнему остались преданным и верным другом.

Если в Сторожевой Башне находится ваша жена, она начнет смотреть на вещи с другой точки зрения: у вас уже иссякли аргументы, но вы не растеряли своего тепла; вы уважали ее убеждения, хотя она не уважала ваши; вы давали ей тратить все ее время на собрания в Зале Царства и на работу "от дома к дому", пока она усердно повторяла слова организации о любви Бога, вы на деле демонстрировали эту любовь своим отношением к жене. Это может оказаться весомее, чем тома теологических аргументов или исторических обсуждений. Если организация случайно нанесет обиду, пусть разочарованный Свидетель знает, что сможет вернуться к вам.

То же можно сказать и о родственнике или друге, вовлеченном в секту. Его уверенность в том, что он сможет найти любовь и признание где-то за пределом Общества Сторожевой Башни - важный фактор, влияющий на принятие решения об уходе.

Кроме того, чтобы опровергнуть в глазах человека основы ложного учения, и предоставить ему иной источник заполнения эмоциональной пустоты, жизненно важно обеспечить ему духовную альтернативу. Обычный человек, который присоединился к Свидетелям Иеговы, сделал это, частично, пусть и по меньшей мере, потому что он или она искали путь к Богу. В Нагорной Проповеди Иисус говорил о таких людях, как о "нищих духом" или "алчущие Бога" (Матфея 5:3, "Библия Короля Джеймса"). Но прежде, чем они смогли установить заполняющую связь с Богом через Иисуса Христа, кто-то оказался рядом с ними, направив их вместо этого в Сторожевую Башню.

Итак, новый Свидетель пришел, чтобы увидеть себя в таких отношениях с Богом, которые проиллюстрированы в схеме организации, воспроизведенной в главе 11. Бог Иегова - на вершине корпоративной структуры, а человек - внизу. Между ними - многочисленные члены правовых комитетов и надзиратели - иерархия очень многочисленная. Личная молитва позволена, но Божие руководство, инструкции и спасение могут осуществляться только через Общество Сторожевой Башни. И вот Свидетель убеждается в том, что находится в связи со Всемогущим через "видимую организацию Бога". Требуя от Свидетеля беспрекословного послушания, организация становится его господом, а, обещая ему спасение, она становится его спасителем и дает ему связь с Богом, осуществляя функции посредника между ними.

Но все это - лишь имитация. Все эти звания и функции на самом деле принадлежат Иисусу Христу. Он - Господь и Спаситель, и посредник, явленный по Библии. Он Тот, кто сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня". (Иоанна 14:6) Итак, способ удовлетворения духовной потребности указан самим Иисусом Христом.

Например, есть не спасенные представители духовенства и теологи, которые могут объяснить божественность Христа и доктрину о троице с яркой убедительностью, но которые духовно пусты, потому что утеряли личную связь с Господом. Многие, пережив однажды такое, и позже придя к Христу, удивляли окружающих людей своими откровениями. Не нужно повторять эту ошибку и сосредотачиваться только на теологической учебе, забывая о том, что бывших Свидетелей Иеговы нужно сначала привести к Христу.

Начнем с того, что покажем, как Общество Сторожевой Башни узурпирует место Мессии, выступая в его роли Господа, Спасителя и Посредника. Убедите вашего близкого отложить книги Сторожевой Башни и начать читать Новый Завет, особенно Евангелия, содержащие слова Христа - предпочтительно по Библии не в редакции Нового Мира. Ободрите Свидетеля в его поисках Иисуса для руководства, разъяснений и спасения. Покажите по Писаниям, что христиане, уверенные в том, что Иисус их любит, могут разговаривать с ним (Деяния 7:59, 60; 1 Кор.1:2,2; 2 Кор. 12:7-9; Иоанна 14:12-14). В этой области ваш собственный пример может оказаться гораздо более действенным, чем все, что вы возможно скажете.