Kniga Nr1449

– Себя вы исключаете? – сорвалось опять у Ставрогина.

– И вас. Знаете ли, я думал отдать мир папе. Пусть он выйдет пеш и бос и покажется черни: «Вот, – дескать, – до чего меня довели!» – и все повалит за ним, даже войско. Папа – вверху, мы – кругом, а под нами – Шигалевщина. Надо только, чтобы с папой Internationaleсогласилась: так и будет. А старикашка согласится мигом. Да другого ему и выхода нет, вот помяните мое слово»158.

«Бесы», гл. VII и VIII.

Вот грубый и грязный, но уже полный очерк «Легенды»; мазок углем по полотну, который, однако, там именно и так именно проводится художником, как и где позднее он положит яркие и вечные краски своею кистью.

К стр. 86–94. Идея римского католицизма как противоположения христианству впервые высказана была Достоевским в 1868 г., в романе «Идиот», в следующем разговоре:

«…Не с этим ли Павлищевым история вышла какаято странная… с аббатом… с аббатом… Забыл, с каким аббатом, но только все тогда чтото рассказывали, – произнес, как бы припоминая, сановник.

– С аббатом Гуро, иезуитом, – напомнил Иван Петрович, – дас, вотс превосходнейшието люди наши – достойнейшието! Потому что всетаки человек был родовой, с состоянием, камергер, и, если бы… продолжал служить… И вот бросает вдруг службу и все, чтобы перейти в католицизм и стать иезуитом, да еще чуть не открыто, с восторгом какимто. Право, кстати умер… Да, тогда все говорили.

– Павлищев был светлый ум и христианин, истинный христианин, – произнес вдруг князь («идиот»), – как же мог он подчиниться вере… нехристианской? Католичество – все равно, что вера нехристианская, – прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря перед собой, както вообще обводя глазами всех вместе.

– Ну, это слишком, – пробормотал старичок и с удивлением поглядел на Ивана Федоровича.

– Как так? Это католичество – вера нехристианская? – повернулся на стуле Иван Петрович. – А какая же?

– Нехристианская вера, вопервых! – в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь, – это вопервых, а вовторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да, таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он Антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило… Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти Церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus! Помоему, римский католицизм даже и не вера, а решительно – продолжение Западной Римской империи, и в нем все подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристов?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм, прежде всего, с них самих и начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он – порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм! У нас не веруют еще только сословия «исключительные», как великолепно выразился Евгений Павлович, корень потерявшие; а там, в Европе, уже страшные массы самого народа начинают не веровать,  – прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из ненависти к Церкви и к Христианству.

Князь остановился перевести дух. Он ужасно скоро говорил. Он был бледен и задыхался. Все переглядывались, но, наконец, старичок откровенно рассмеялся. Князь N вынул лорнет и, не отрываясь, рассматривал князя. Немчикпоэт выполз из угла и подвинулся поближе к столу, улыбаясь зловещею улыбкой.