Здесь же все указывает на то, что Иисус ощущал полную свободу в отношении субботы. Более того, объясняя свое поведение, он отнюдь не стремился отвести от себя подозрения в бунтарстве. В ответ на возмущенный ропот (Мк. 2, 24–28) он сравнивает себя с Давидом, истинным царем и помазанником Божьим, который, скрываясь от Саула, взял запрещенные хлебы предложения. Фарисеи в данном случае вели себя подобно Доику Идумеянину в 1 Цар. 21, тайно следившему за Давидом, дабы впоследствии сообщить о его действиях Саулу. Сын Человеческий есть господин субботы. Вне всяких сомнений, смысл этих слов для многих оставался столь же загадочным, как и для некоторых современных богословов. Однако, возможно, были и такие, кто услышали в них весть о том, что именно Иисус был истинным представителем Израиля, Силы зла ополчились против него, но Бог Израилев обещал ему свою защиту и спасение.

Два сюжета в Евангелии от Луки о несоблюдении Иисусом субботы подчеркивают значение этого дня, как наиболее подходящего для исцелении именно он символизировал освобождение от рабства и плена. Иисус желал показать, что с его приходом для Израиля наконец наступала долгожданная суббота. Речь шла не об абстрактной «религии» или «этике» Суть вопроса заключалась в эсхатологии и поставленных целях. Иисус вновь заявил о призвании Израиля, его вере в Бога и эсхатологических ожиданиях. Однако средоточием призвания, веры и устремлений должны были стать новые символы, достойные наступившего нового дня.

Трапезы

То же можно сказать и о сложной для понимания седьмой главе Евангелия от Марка, которой соответствует пятнадцатая глава Евангелия от Матфея и где помимо многого другого речь заходит о правилах очищения, в частности перед приемом пищи. Подобно соблюдению субботы они были призваны служить границей между иудеями и окружавшими их язычниками. И вновь главный вопрос заключался не в тонкостях закона, но в том, оставался ли Иисус верен старинным традициям, отделявшим Израиль от язычников.

Очень важно не начать рассматривать это разногласие, как будто оно происходило во времена Марка, и не пытаться таким образом оправдать поступки Иисуса. В начале главы Марку пришлось пояснять своим слушателям суть законов об омовении рук, на что не было бы никакой необходимости в церкви, в которой бы еще не утихли серьезные споры по поводу иудейских диетических законов. Подобное заключение позволяет сделать еще одна особенность повествования, не оставляющая сомнений в его подлинности. У Марка не было оснований хранить в тайне взгляды Иисуса на принятие пищи и соблюдении ритуальной чистоты. Но по его свидетельству Иисус в данном случае соблюдает обычный порядок: за загадочным публичным высказыванием следует его более полное разъяснение узкому кругу людей (7, 14–23). Если бы Иисус во всеуслышание провозгласил, что данные Богом запреты, выделявшие иудеев из среды язычников, утратили свою значимость, дело могло бы закончиться восстанием. Его целью было завуалированно, нo весьма определенно заявить о том, что с наступлением нового дня cвоей истории, Израиль был уже пе вправе ревностно хранить свет Божий от других народов. Пришло время нести этот свет в мир.

Hарод и земля

Наряду с почитанием субботы и принятием пищи Иисус поставил под удар два других национальных символа, драгоценных для каждого израильтянина. Общее происхождение евреев от Авраама, а также запрет принимать пищу с язычниками и вступать с ними в брак хотя и тратили отчасти характер абсолютной истины, все же сохранили достаточное значение для иудеев (чему есть немало свидетельство. Поэтому некоторые высказывания и поступки Иисуса могли показаться совершенно возмутительными на фоне этих убеждений. Ощущение своей принадлежности к семейному кругу было для иудеев главным и жизненно важным символом, тогда как некоторые высказывания Иисуса ставят его значимость под сомнение: «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов, а сами следуйте за мной и возвещайте приближение Царства Божьего. Человек, не явившийся на похороны родителей, и в паше время навлек бы на себя всеобщее осуждение. Аля современников же Иисуса долг перед умершим отцом по значению превосходил даже ежедневную трехразовую молитву «Шема». И тем не менее, убеждал Иисус, проповедь Царства Божьего еще важнее. Вспомним также его вопрос: «Кто мои мать и братья?», Нам было бы странно услышать эти слова из уст молодого еврея даже в условиях современной ассимиляции. Но в иудейском обществе первого века, где семейная, а значит, и национальная принадлежность имели решающее значение, такое невозможно было даже представить. Он сказал; «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее». Желающие наследовать век грядущий должны были оставить семью. Иисус призывал своих последователей проявить полное безразличие к одному из главных символов иудейского мировоззрения.

Этот призыв был неразрывно связан с заповедно об отказе от своего имущества, в которой обычно усматривается призыв к монашескому отречению, высшему проявлению личной веры. Во времена Иисуса и, я думаю, в его собственном понимании эта заповедь звучала совсем по–иному. Главным богатством в том обществе была, разумеется, земля, которая, в свою очередь, являлась еще одним из основных символов иудейского самосознания.

Сопровождаемые двойным предостережением о готовности Израиля достойно встретить предстоящие ему испытания, призывы оставить свою землю и семью одновременно звучат в сложном для понимания отрывке в конце Лк. 14. Народ продолжал усердно трудиться над строительством Храма, но будет ли оно когда–нибудь завершено? Они так жаждали священной войны, но смогут ли они одержать в ней победу? Иисус обращался к своим современникам с призывом пренебречь символами, неотделимыми от их национального самосознания, чтобы в погоне за достижением своих целей, народ не лишился всего, что имел.

Сказанное выше подводит нас к разговору о важнейшем из символов и об отношении к нему Иисуса. Речь идет, конечно же, о Храме.