Прежде всего, наше основание уникально и неповторяемо. Попытка заложить любое другое означала бы вероотступничество. Церковь привыкла видеть в Евангелиях лишь собрание вечных истин, и потому принято считать, будто Иисус сыграл отведенную ему роль, а мы должны теперь подражать его примеру в учении и образе жизни. Подобные представления противоречат божественному замыслу, средоточием которого стал Израиль, а также неопровержимому факту о том, что свершенное Богом через Мессию – Иисуса – было решающим моментом истории, событием, в своем роде единственным и неповторимым. Те, кто видит в жизни Иисуса лишь пример для подражания, обычно рассматривают и его крестную смерть только в качестве великого примера жертвенной любви, тогда как в действительности она стала эпохальным событием, моментом истории, когда любящий Бог одержал победу над силами зла и навсегда покончил с грехом мира – нашим грехом. Забывать об этом значит превращать Евангелие из благой вести в добрый совет. Нет, есть лишь одно основание, и, начиная строительство, нам надлежит всякий раз возвращаться к нему, дабы наилучшим образом продолжить возведение уже существующего здания. Прежде чем сказать: «Что Иисус для Израиля, то Церковь для мира», необходимо признать: «Иисус для Израиля, посему Церковь для мира». Неповторимый подвиг Иисуса стал решающим моментом истории. В этом заключается неоспоримое богословское обоснование продолжающихся поисков исторического Иисуса.

Во–вторых, заложенное однажды основание определяет структуру и форму возводимого на нем здания. Нет никакой необходимости повторять подвиг Иисуса. Мы никогда не сможем этого сделать, и даже предположить подобное означало бы отрицать сам факт, что он его совершил. Наша же задача (и это крайне важно для понимания происходящего заключается в реализации его неповторимого подвига в своей жизни. Мы похожи на музыкантов, которым поручено сыграть и спеть уже написанную однажды уникальную партитуру. Нам не приходится сочинять ее заново, мы лишь исполнители. В 1 Кор. 3 Павел образно уподобляет нас начинающим архитекторам, обнаружившим чудесное основание, заложенное когда–то великим зодчим, и пытающимся разгадать его замысел: «Очевидно, главный вход был запланирован здесь, а из парадных покоев должен был открываться именно такой вид. В этом конце стены наверняка возвышалась бы башня.. ж. И так далее. Читая Евангелия и прислушиваясь к неповторимому и таинственного призыву, обращенному Иисусом к Израилю, вы видите перед собой основание, на котором последователям Иисуса надлежит теперь строить Царство – Божий дом, жилище Святого Духа.

На случай, если кому–то все это покажется слишком большим риском, нам обещано, что дух великого зодчего будет жить внутри нас, подталкивая и направляя нас, исправляя наши ошибки, предостерегая о грозящей опасности и помогая строить (при условии нашего послушания) «из золота, серебра и драгоценными камней «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… и примите Духа Святого». Первое неотделимо от последнего. Как когда–то в Бытии, Бог вдыхает жизнь в свое новое творение, делая нас служителями, возделывающими сад, послушными носителями образа Божьего, преображающими мир. Сам Павел в 1 Кор. 3 использует образ не только строителя но и садовника. Итак, наша задача заключается в том, чтобы в своей жизни приводить в исполнение неповторимое свершение Иисуса.

Подобный взгляд на вещи открывает нам Евангелия с совершенно иной стороны. Из каждого стиха мы узнаем нечто новое об основании, на котором призваны строить. Каждое слово указывает на особенности возводимого здания. Церковь должна стать для мира тем же, чем Иисус был для Израиля.

Кто–то может возразить, что ведь именно Израиль, избранный народ Божий, призван быть светом мира, городом, стоящим на вершине горы. Люди, которым мы служим, наши коллеги по компьютерной лаборатории или художественному факультету, бакалейщики и работники электростанций мало напоминают живших в первом веке иудеев. С каким призывом нам следует обращаться к ним? К чему призвал бы их Иисус? Как нам вложить в свои уста его слова?

Ключом к ответу на эти вопросы станет осознание того, что мы сотворены по образу Божьему. В широком понимании это вполне соответствует неповторимому предназначению Израиля. Хранить в себе образ Божий – особое призвание. Это значит нести в мир его созидательную и искупительную любовь. Мы были сотворены для взаимоотношений, служения и поклонения – выражаясь более живым языком, для любви, для возделывания земли и для Бога. В глубине души люди понимают, что они созданы друг для друга и призваны заботиться об окружающем мире и поклоняться тому, чей образ носят в своем сердце. Но, подобно Израилю, мы ошибочно истолковываем свое призвание. Мы поклоняемся иным ногам и отражаем их образ. Призвание к служению мы променяли на жажду власти, относясь к Божьему творению, как к золотому прииску или огромной свалке. Многогранные, живые и созидательные человеческие отношения превратились в эксплуатацию и насилие. Маркс, Ницше и Фрейд писали о падшем мире, где правят деньги, власть и секс, подменившие собой взаимоотношения, служение и поклонение. Согласно неисповедимому Божьему промыслу, одно из предназначений постмодернистской эпохи – напомнить самоуверенным проповедникам модернизма о реальности Грехопадения. В современном обществе мы постоянно сталкиваемся с «постхристианским» учением о первородном грехе: все человеческие начинания изначально обречены на провал. Журналисты»(е, пользуясь всякой возможностью указать нам на этот факт, лишь вновь и вновь пересказывают историю третьей главы книги Бытия применительно к современным правителям, политикам, членам королевской семьи и рок–звездам. Мы, христиане, носители образа Божьего и Христова, призваны, с любовью к Богу и в силе Святого Духа, следовать за Христом, преображая окружающий мир. Мы посланы возвещать искупление миру, осознающему свою греховность, исцеления – сломленным, любовь и веру – познавшим лишь угнетение, страх и недоверие.

Итак, я убежден: для того, чтобы передать нашим современникам изначально предназначенное Израилю неповторимое откровение Иисуса, нам необходимо проникнуть в суть аналогии между призванием человека нести в себе образ Божий и призванием Израиля быть светом мира. Эта тема неразрывно вплетается в содержание как Ветхого, так и Нового Заветов. Человек создан для того, чтобы подобно Богу творчески управлять миром. Израиль был призван явить миру спасительную Божью любовь. Иисус сам исполнил истинное предназначение Израиля быть светом мира и незамутненным отражением невидимого Бога. Он воплотил в себе истинную сущность иудея и человека. Он заложил основание, на котором мы строим. Мы должны нести в мир его искупительную любовь и заботу о Божьем творении, прославляя ее, возвещая о ней людям, во всем подражая и следуя примеру Иисуса.

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас, Примите Духа Святого. Кому простите гpexи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Упоминание об этой двойной заповеди уместно именно в этом контексте. Нам дана власть прощать и оставлять грехи мира. Но разве мы способны на это? Ведь даже Иисуса обвиняли в богохульстве за прощение грехов. Ответ на это однозначен: «Дар Святого Духа придает нам силы». Нашими руками Бог возводит здание, основание которого заложил Иисус. В нашей жизни нашла свое отражение притча о блудном сыне и его старшем брате. Потому мы призваны возвещать миру о том, что Бог с радостным ликованием принимает грешников, предлагая исцеление. Но самонадеянно упорствующих в жестокости и алчности он отвергает, сокрушаясь об их непреклонности. Следовать за Христом в силе Святого Духа – значит нести в мир благую весть о прощении грехов, радостнее которой нет для нуждающихся в евангелии людей, и нести осуждение всем, кто пытается лишить человеческого достоинства себя и других, не желая покаяться в собственной гордыне, алчности и несправедливости.

Такая картина четко вырисовывается в результате краткого анализа служения Иисуса в Израиле и его проповеди Царства, о которых подробно говорилось в начальных главах этой книги. Решающий час пробил. Бог, как и обещал, взошел на престол и воцарился над миром. Изгнание закончилось. Зло потерпело поражение. Яхве вернулся на Сион. И прежде всего необходимо помнить, что все это произошло благодаря Иисусу. Бог исполнил свое обетование. Основание было заложено. Сад расцвел. Партитура окончена. Начала и силы, удерживавшие нас в своем плену, разгромлены. И им, и нам следует периодически напоминать об этом самим себе. Ведь если все не так, значит, Иисус умер напрасно. Наше призвание теперь – завершить строительство, возделать сад и исполнить сочинение великого композитора. Человечество томится в изгнании за пределами сада, за стенами дома. Вместо музыки его преследует оглушительный шум. Мы должны словом и делом возвещать людям о том, что изгнанию пришел конец. Всей своей жизнью проповедуя целительное прошение грехов, мы призваны смело действовать в мире силой Святого Духа. Как я уже отмечал, современное толкование притч Иисуса должно начинаться с размышления о том, что именно в нашем поведении может вызвать недоуменные и даже гневные вопросы окружающих, ответ на которые кроется в самих этих притчах?

Рискуя вторгнуться на незнакомую мне территорию, позволю себе, по крайней мере, в общих чертах наметить возможность практического применения вышесказанного. Представим, что вы работаете в области информационных технологий. Каковы направления развития вашей отрасли знаний? Что является его движимой силой; жажда власти или любовь к ближнему? Стремление к технологическому прогрессу или попытка со стороны обладателей информации возвыситься над теми, кто ею не владеет? Развивается ли данная область знаний в духе подлинно человеческих взаимоотношений, бережной заботы о мире и истинного поклонения, или же она формирует и поддерживает общество, где каждый обитает в своем собственном замкнутом мирке? Лютер определял грех как «homo incurvatus in se» – человек, погруженный в себя. Способствует ли область вашей деятельности утверждению подобных представлений или противостоит ей? Пусть у вас не всегда есть возможность изменить ход событий на своем рабочем месте. Если позволяют время и обстоятельства, вы можете предпринять отдельные шаги в этом направлении, однако это совсем не обязательно будет вашим призванием. Ваша задача – учиться жить по–другому, постепенно продвигаясь вглубь вражеской территории, символически указывая окружающим путь к преображению их человеческой сущности. Если ваше поведение покажется людям странным и непонятным, найдите способ по–новому рассказать им о возвращении человечества из долгого изгнания, и грусть евангельские истории послужат иллюстрацией к вашим разъяснениям.

Или, предположим, вы художник, музыкант или архитектор. Оставила ли самонадеянность модернизма след в вашей сфере? Или, возможно (и это более вероятно), в ней обнаруживается все признаки постмодернистского распада в мире, где все великие повествования и всеобъемлющие системы объявлены орудиями силового давления? Руководят ли вами люди, одержимые политической борьбой? Возможно, они отказываются признать в вас серьезного художника только потому, что вы не разделяете их убеждений? Вашим призванием может стать новое прочтение истории об искуплении, поиск оригинальных символов, которые напомнят изгнанникам о родине, о свободе, о возрождении опустевшего сада и восстановлении общего дома. Я знал одного молодого художника, ставшего христианином во время учебы в Оксфорде и заслужившего тем самым презрение своих наставников. К собственному удивлению, в качестве обратной реакции он начал писать иконы в стиле абстракционизма. Красота и глубина его произведений никого не оставили равнодушными. Мой знакомый скрывал от наставников свой истинный замысел до тех пор, пока они не выразили удивление и восторг переменами, вызвавшими у него новый прилив творческой энергии, плодами которого они не могли не восхищаться. И лишь после того, как они обратились к нему с вопросами о причинах происшедшего, он поведал им свою историю.

Такие примеры можно продолжать до бесконечно с пл. Желая следовать за Христом и преображать окружающий мир, нельзя ограничиваться привычными стереотипами. Аля эффективного служения на месте работы или учебы (остановимся пока на них) недостаточно иметь высокие нравственные принципы, как можно чаще говорить с людьми об Иисусе, молиться за своих студентов или вместе с ними, проявлять справедливость в выставлении оценок и говорить только правду. Все это жизненно важно, но от нас с вами требуется нечто большее. В рамках своей профессиональной деятельности мы призваны научиться различать в человеческих начинаниях приметы изгнания. С мужеством и смирением мы должны использовать доступные нам символы, дабы поведать окружающим о победе над злом, о приближении Царства Божьего в лице Иисуса – иудейского Мессии, и возрождении человечества. А затем будьте готовы рассказать людям историю, разъясняющую каждый из этих символов. Наша задача – всеми способами, практическими и символическими, через истории или ответы на конкретные вопросы возвещать о том, что миром правит Господь Иисус Христос, а не Цезарь, Маркс, Фрейд или Ницше, модернизм или постмодернизм. Говоря о евангелии, Павел, прежде всего, имел в виду не план спасения, а необходимость словом и делом проповедовать Иисуса Христа – Господа Вселенной, истинный свет мира.

Не сомневаюсь, что многим мои советы покажутся излишне идеалистичными. Молодые ученые мечтает о докторской степени, о рабочем месте и постоянной должности. Им хочется реализовать себя в профессиональном смысле, ведь они чувствуют в себе призвание к преподаванию, писательскому труду, управлению этой сферой жизни. Люди, трудящиеся в других областях, преследуют свои серьезные и достойные цели. Для их достижения необходимо вносить свой вклад в общее дело, соблюдая установленный порядок. Христианам вовсе не следует выделяться некой чудаковатостью и неприспособленностью к жизни, неизменно критикуя правительство и поступая вопреки общепринятым нормам и правилам. У некоторых, правда, это получается естественно, и они используют евангелие для оправдания собственного упрямства и высокомерия. Во всем надлежит руководствоваться мудростью. Есть время говорить и время молчать. Если какая–то специальность привлекла ваше внимание, значит в ней много здорового, ценного и достойного поддержки. Но обращаясь к Богу с молитвами о своей работе и разделяя с собратьями по вере главные символы Царства (я, конечно же, имею в виду таинства и истинно семейные взаимоотношения в среде Божьего народа), можно постепенно открывать для себя новые способы решения стоящих перед нами задач. Не пренебрегайте мелкими, но глубоко символичными действиями. Бог, конечно же, не требует от вас немедленного переустройства всего, что связано с вашим призванием и профессиональной деятельностью. Учитесь рассказывать людям о Божьем Царстве 1I символически воплощать его принципы в своей жизни. Пусть ваше поклонение, служение и отношения будут проникнуты духом истинной человечности. Церковь призвана являть истинное человеколюбие, привлекая к себе тем самым находящихся за ее пределами.

Подобно Иисусу, возвещавшему о приближении Царства, мы будем не только прощать, но и оставлять грехи ближних. В процессе служения нам придется напомнить людям, которые не желают отказаться от жестоких и разрушительных способов достижения своих целей, что они сами навлекают гибель на себя и свой мир. «О, если бы ты узнал, что служит миру твоему.'» – восклицал Иисус. «О, если бы вы узнали, что служит миру, мудрому правлению, справедливости, любви и доверию!» – приходится иногда символически и буквально говорить нам. Если же не узнаете, ваши начинания закончатся провалом. Я ни в коем случае не советую какому–нибудь аспиранту обратиться с такими словами к своему научному консультанту или комиссии по распределению. Не рекомендую также начинать с этого беседу с потенциальным работодателем. Существует реальная опасность того, что христиане, не желающие трудиться и основательно продумывать сложные вопросы, попытаются скрыть свою некомпетентность, с легкостью заклеймив своих учителей или руководителей, как грубых язычников, Такая оценка может оказаться вполне справедливой, однако не исключено и желание «отыграться» за свое ущемленное честолюбие.