Нынешняя картина изучения Павлова корпуса представляется довольно расплывчатой. Впрочем, я подозреваю, что и прежде, только очень присмотревшись, можно было заметить основные направления и более или менее существенные сдвиги позиций. Сейчас, как и во все времена, существует огромное множество людей, вычитывающих из текстов апостола Павла на удивление противоречивые вещи. По–прежнему в центре внимания – все те же четыре основных вопроса. Но пойдем по порядку.

История

Практически все ученые сегодня считают Павла в высшей степени еврейским мыслителем, однако вопросы о том, к какой из ветвей иудаизма он ближе всего, а также, насколько его иудаизм был переосмыслен в свете Евангелия, по–прежнему остаются открытыми (заметим, что нам известно об иудаизме I века гораздо больше, чем предшествующему поколению, не говоря уже об остальных). В вопросе об историческом месте апостола Павла обнаруживаются новые измерения. Социологи и исследователи древней («риторической») словесности пытаются вписать его в различные проявления современной ему культуры. Как и прежде, можно найти пару авторов, стремящихся представить Павла последовательным «эллинистом» (в отличие от своих предшественников, они, как правило, делают это, в основном, чтобы подпортить ему репутацию), однако соглашаться с ними никто не обязан.

Theology

There are still disputes about what should be considered the semantic center of Pauline theology. Most German scholars and some in conservative American circles continue to insist that the teaching of the cross and justification is at the heart of the Apostle Paul's theology, but their views are constantly challenged; and besides, many of the leading scholars of the last decades of the twentieth century are more concerned about how we can know where the core of someone's thought is, and whether it is legitimate to ask such a question at all. As the key to Paul's theology, the currently fashionable categories of "plot" and "narrative" ("narrative") are proposed, but it is still unclear how to use them and what can come of it. The separation of biblical studies from theology, so common in the scientific and educational centers of North America (where, by the way, most modern biblical studies is concentrated), has led to the fact that Paul's texts are often studied by people who have neither philosophical nor theological training and, moreover, have little idea of why this is necessary. Many New Testament scholars, seeking to break free from the shackles of ponderous conservatism, gravitate toward detailed exegesis, and take any hint of the all-encompassing nature of Pauline theology as an attempt to revive the very system they would be glad to get rid of. It's like other academic circles using historical studies to "free themselves from the torments of the past" – a very attractive, although, according to some, rather ineffective type of therapy.

Exegesis