Kniga Nr1457

11) поддержка государства Израиль как воплощенного исполнения библейского пророчества;

12) полное пренебрежение контекстом и герменевтическими методами.

Заблуждения либеральных кругов

В порыве освободить Библию от фундаментализма, многие либеральные христиане, справедливо ассоциируя вышеизложенные ошибки с субкультурой, враждебной им по разным причинам, занимают прямо противоположную позицию. Сопоставим приведенный выше список с заблуждениями, распространенными, как правило, среди занимающих крайне левую позицию:

1) притязания на объективность или нейтральное прочтение текста (классическая постмодернистская позиция);

2) утверждение о том, что современная история и наука либо опровергли Библию, либо продемонстрировали бессмысленность, нежелательность или неправдоподобность ее основных заявлений;

3) аргумент «культурной относительности» («Библия – это старинная книга, порождение иной культуры, так что в современном мире ее нельзя воспринимать серьезно»);

4) пересмотр истории, исходной точкой которого ставятся рационалистические предпосылки просветителей (например, что некоторые события из жизни Иисуса просто не могли иметь место), несмотря на то, что они в этом не преуспели;

5) попытка сделать относительным вполне конкретное и часто повторяющееся библейское учение посредством принципа обобщения, слишком явно напоминающего идеи Просвещения (напр. терпимость или желание все понять и принять); обратите внимание, что желание Иисуса обедать у Закхея (Лк. 19,1–10) многих шокировало, но для Закхея это был момент преображения; кроме того, проявив терпимость к женщине, взятой в прелюбодеянии, и обнаружив лицемерие ее обвинителей (Ин. 8,1–11), Иисус велел ей больше не грешить;

6) осмеяние одних библейских учений ради отрицания других. Например, несмотря на частые заверения в обратном, Новый Завет в определенных обстоятельствах позволяет семейным парам разводиться, а женщинам нести апостольское и дьяконское служение и руководить церковным поклонением; в Новом Завете (см. выше) делается все возможное, чтобы придать рабству более мягкие формы и затем окончательно бросить ему вызов;

7) поиск политического смысла в ущерб религиозному, причем люди часто не замечают, что, лишив таким образом Писание его силы, все их усилия ограничиваются повторением пустых лозунгов. Это может служить ложным утешением для верующих, внушая им ощущение своего нравственного превосходства («Благодарю тебя, Господи, за то, что я не такой, как эти аполитичные пиетисты»), но никак не меняет ситуации в мире;