Kniga Nr1457

Итак, во время вечерней и утренней молитвы в звучании отрывков из обоих Заветов перед нами проходит вся история Ветхого и Нового Заветов, открывая вид на всю широту библейского повествования сквозь два крошечных окошка – прозвучавшие отрывки Писания. Сократить все это до одного урока или краткого фрагмента, прочитанного в качестве вступления к проповеди (и, возможно, сопровождаемое получасовым пением) – значит исказить суть этого события или даже деконструировать его а, вероятнее всего, ограничить силу и значение Писания в данном контексте передачей информации или наставлением. В равной степени чтение продолжительностью в девяносто секунд, которое предваряет и завершает пение пяти–или десятиминутных гимнов (практика, распространенная в так называемом соборном поклонении), производит то же самое впечатление, великолепный хрустальный бокал с каплей вина на дне. Бокал, несомненно, ценен, но вино в нем все же важнее. Система отбора фрагментов для чтения (в некоторых церквях они называются «апостолами») должна быть организована таким образом, чтобы прихожане, насколько это возможно, регулярно слышали полный текст Писания, особенно Нового Завета.

В последнее время наблюдается тенденция к сокращению длины звучащих отрывков, вне всякого сомнения вызванная нежеланием затягивать богослужение. Кое–кто использует ее как оправдание, стараясь избежать тех частей Писания, которые не подходят в качестве привычных для прихожан «акустических обоев», но, напротив, могут внезапно заставить их прислушаться с повышенным вниманием. Серьезным препятствием для многих внутрицерковных дискуссий становится то, что некоторые части основного текста постепенно исчезают из общественной жизни церкви. Нет никакого оправдания намеренному пропуску стихов, отрывков и целых глав, особенно из Нового Завета. Мы должны оставить все попытки «приручить» Библию. Это наш основополагающий документ, и мы не вправе обращаться с ним безответственно.

Проповедь уже на самых ранних этапах церковной истории рассматривалась, прежде всего, как толкование Писания или размышления над его содержанием. Конечно же, она тесно связана с публичным чтением Писания, однако, повторимся, нельзя расценивать последнее как простое вступление к проповеди, или ограничивать библейскую проповедь одним единственным методом. Именно здесь уместно вспомнить наш пятый акт. Когда Писание читается так, как было описано выше, у нас появляется возможность сказать новое слово, проливающее свет на услышанные отрывки отражая их, и одновременно продвигаясь вперед к наполнению их новым смыслом для настоящего и будущего.

И, наконец, чтение Писания во время Евхаристии, главного момента в поклонении, благовестии и жизни церкви является определяющим для Божьего народа, собравшегося, чтобы торжественно «возвещать смерть Господню, доколе Он придет». В этом контексте оно становится жизненно важной частью личного становления каждого из причастившихся. Писание созидает Божий народ, согревая их сердца, как это случилось с направлявшимися в Эммаус учениками. Глаза их внезапно открылись, и они узрели Господа в преломлении хлеба.

Индивидуальная трактовка Писания

Чтобы все вышесказанное обрело более глубокий смысл, преображающий жизни людей и приближающий Божье царство, каждому христианину надлежит, преодолевая трудности, читать и изучать Писание самостоятельно, в группах и индивидуально. Знаменитый отрывок о богодухновенности Писания во 2 Тим. 3,16–17 был написан не столько для того, чтобы дать людям правильное представление о Писании, но и в качестве призыва к самостоятельному его изучению. Свойственное Западу стремление к индивидуализму выдвигает такого рода чтение на первый план, отводя публичному чтению второстепенную роль. Таким образом свидетельство церкви в целом оказывается раздробленным в лучших традициях Просвещения. Изменяя последовательность, я ни в коей мере не принижаю значимость индивидуального чтения. Изучение Библии, совместное и индивидуальное, является частью изначального призвания церкви внимательно прислушиваться к Писанию в целом и по частям. Писание помогает нам расти и учиться любить Бога «всем разумением» (изучение) и всем сердцем (молитвенное чтение). Оно является частью того сложного пути, который приходится пройти всем христианам, призванным к молитве и поклонению, наделенным новым пониманием, ищущим ответа на новые вопросы (что служит лишь дополнительным стимулом к дальнейшим исследованиям) и готовым занять свое место в непрерывной истории Божьего народа, несущего его служение в мире. Именно так авторитетность Писания проявляется на практике день за днем, неделю за неделей в жизни обычных христиан; а к этой категории относимся мы все.

Здесь необходимо сделать дополнение: если изучение и молитвенное чтение Писания является правом и долгом каждого христианина, то важно, чтобы он имел возможность поделиться открывшимся ему с церковью. Конечно, не всегда итогом индивидуального чтения становятся свежие идеи, но зачастую происходит именно так. Церковь должна всеми средствами способствовать привлечению внимания к взглядам отдельных своих членов как для духовного обогащения всего сообщества, так и для надлежащего исправления всякого инакомыслия или откровенного заблуждения.

Трактовка Писания, обновленная соответствующими научными изысканиями

Библеистика – это великий дар Божий для церкви. Наука эта помогает нам еще глубже проникнуть в смысл Писания и облегчает выполнение задачи, стоящей перед нами в мире. Многие церкви, включая мою собственную, унаследовали стремление реформаторов к поискам буквального смысла Писания. При этом я имею в виду не буквальное восприятие всего сказанного, а желание открыть для себя замысел автора в противоположность беспочвенным рассуждениям. Как уже указывалось, под буквальным смыслом текста мы понимаем значение, первоначально вложенное в него создателем. Так, буквальный смысл притчи предполагает прежде всего, признание ее особого стиля в отличие от описания реальных событий. Постижение первоначального смысла писания является постоянной задачей ученого, проповедника и обычного читателя.

Библеисты должны иметь возможность исследовать различные значения. Не только современному ученому необходимо постоянно выдвигать новые теории с целью продвинуться по службе или получить штатную должность в университете. Это крайне важно и для церкви. Любая церковь должна быть готова заново открывать для себя Библию, в особенности те церкви, что с гордостью называют себя библейскими. Это единственный способ не потерять себя в потопе новомодных течений и не попасть в плен своих собственных ограниченных трактовок и искаженных традиций, полагая, будто именно они наиболее полно и точно отражают то, о чем говорится в Библии. Но в то же время, желая служить церкви, а не просто с упоением излагать излюбленную точку зрения, библеистами должно двигать стремление хранить верность христианскому сообществу в пространственно–временном измерении. Предлагая новый взгляд на давно знакомую тему, библеисту, равно как и любому другому богослову, следует осознавать свою ответственность перед сообществом, которому он обязан доказать, что его новая идея не ставит под удар жизнь и служение церкви, а напротив, способствует ее духовному росту.