Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть I

Помышляй всегда, что ты окаянен, беден, нищ, слеп и наг душевно без Бога, что Бог для тебя - все: Он твоя правда, освящение, богатство, одеяние, твоя жизнь, твое дыхание, - все.

Тело и Кровь Христовы по преимуществу суть тело и кровь, потому что в каждой самомалейшей частице Тела и Крови почивает весь Христос Бог, все части исполняяй. Не так это в теле человеческом. В Теле и Крови Христовой каждая частичка, капелька, есть Христос всецелый, никогдаже разделяемый, един и Тот же.

Что есть милосердие? Милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и проч.

Бог есть самое удободвижимое и удобосообщимое в Своих щедротах Существо для Своих тварей, особенно разумных. Если воздух и свет по тонкости своей удободвижимы и удобосообщимы всему, что способно воспринимать их в себя, то Владыка всяческих, Дух вездесущий, всеблагой, бесконечный, всемогущий, не удободвижимее ли и не сообщимее ли в бесконечность больше, чем эти неодушевленные, неразумные, вещественные творения? О! Как удобоподателен Владыка верующим и ищущим Его! Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его же слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет (Ин. 3, 8). Если человеческая природа удобосообщительна, то кольми паче Божия? Если отец и мать подают нужное для их детей, они - человеки по природе злые, то кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Благотворения же и общения не забывайте. Общение имейте друг к другу (Евр. 13, 16; см. 1 Ин. 1, 7).

Если Христос в тебе чрез частое причащение Св.

Зри Бога твердо сердечными очами и во время Его созерцания проси, чего хочешь, во имя Иисуса Христа, - и будет тебе. Бог будет для тебя всем в одно мгновение, ибо Он простое Существо, выше всякого времени и пространства, и в минуты твоей веры, твоего сердечного единения с Ним, совершит для тебя все, что тебе нужно к спасению тебя и ближнего, и ты будешь на это время сам причастен Божеству по приискреннему общению с Ним: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6). Как между Богом и тобою на этот раз не будет промежутка, то и между твоим словом и между самым исполнением тоже не будет промежутка; скажешь - и тотчас совершится, как и Бог рече, и быша; повеле, и создашася (Пс. 32, 9; 148, 6). Это - как относительно Таинств, так и вообще духовной молитвы.

Бог Отец, в разуме и сердце нашем действующий чрез Слово Свое ипостасное (в слове нашем выражающееся Духом Святым, в ипостасном Слове почивающим)

Например, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается тотчас по произнесении слов: сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым, - после этих последних слов и благословения крестообразно рукою во мгновение хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, но не прежде, ибо Божественное всемогущество ожидает содействующего Ему слова священника: Богу бо есть споспешник (1 Кор. 3. 9). Крестное при этом благословение именем Господним означает то, что Тайна совершается Духом Святым о имени Иисуса Христа и ради Иисуса Христа, ради Его ходатайства, благоволением Бога Отца.

Раб Божий при совершении богослужения и Таинств должен быть твердо убежден, что только он что-либо помыслит и скажет - это и сделается. Так удобно и легко для Владыки исполнять наши прошения, творить или претворять что-либо по нашему слову. Это убеждение пусть так в тебе будет легко и естественно, как твое дыхание воздухом, как видение зрением, как слушание слухом. Ты сам испытал тысячекратно на себе, что это точно так; сам испытал, что между словами: рече, и быша; повеле, и создашася (Пс. 32, 9) нет промежутка, что они истинны во всей силе. Пусть это убеждение впитается в тебя с твоею пищею и питием, с твоим дыханием.

Литургия есть вечеря, трапеза любви Божией к роду человеческому. Около Агнца Божия все собираются на дискосе - живые и умершие, святые и грешные. Церковь торжествующая и воинствующая.

Для верующего нет ничего невозможного, живая непоколебимая вера вмиг может совершить великие чудеса. Впрочем, и без нашей искренней и твердой веры совершаются чудеса, таковы чудеса Таинств, ибо тайна Божия всегда совершается, хотя бы мы были и маловерны при ее совершении или неверны; неверие наше Божией веры не упразднит (см. Рим. 3, 3) и злоба наша не одолеет неизглаголанной Божественной благости и милосердия, наша глупость - Божией премудрости, наша немощь - Божия всемогущества.

Церковь есть вечная истина, потому что соединена с Истиною - Христом и одушевляется Духом Истины: Аз с вами есмь во вся дни (Мф. 28, 20). Церковь - Тело Его (Кол. 1, 24), говорит Апостол.

Ты, исполненный всякой неправды, жажди терпеть от людей всякую неправду, да явятся на тебе в здешней жизни суды правды Божией (см. Рим. 2, 3). В ню же меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе (Мф. 7, 2). Имей всегда в виду пример величайшего Праведника Иисуса Христа, Сына Божия, Который при праведности Своей потерпел всякую неправду над Ним людей, вознесен на крест и умерщвлен позорнейшею смертью.

Не малодушествуй, не унывай, когда ненавидят тебя человеки за обличение путей их, но паче радуйся, помня слова Спасителя: блажени будете, егда возненавидят вас человецы (Лк. 6, 22).