Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Диавол иногда действует в уме как беспокойный совопросник о непостижимом, как дерзкий посягатель на неприступные тайны трех Лиц Божества, на Их взаимные отношения. С благоговением и крайне осторожно нужно мыслить о Троичности Божества.

Вся, елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16, 15). Вся, елика имать Дух, также Его суть, кроме исхождения; равно говори и о Сыне и об Отце, только отдели личные свойства. По причине Их единосущия - общение свойств.

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.

Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!

Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам, как угодники Его. Если на земле справедливость требует, чтобы известный человек, близкий к Богу, помолился о других (например, священник о людях), то отчего и не на небесах? Все святые живы у Бога и для нас: видя в Боге ваши нужды, сочувствуют нам и готовы, по нашим молитвам, помогать нам. Для чего по нашим молитвам, а не иначе? Для того, чтобы нас же утвердить в вере и подвиге молитвенном. Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие, нуждающиеся в их помощи, просили их?

Как диавол во мгновение уязвляет душу приражением к сердцу какого-нибудь противозаконного пожелания или неправедного помысла, так Бог и Его Ангел хранитель оживляют мгновенным притоком святых желаний и помышлений. Надо быть внимательным и благодарным Господу за Его духовные дары света.

Вера подается человеку Духом Святым, - оттого никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). - Духа Святого открыл нам Иисус Христос, Духом Святым зачавшийся и родившийся, Духом возраставший и укреплявшийся (Лк. 2, 52), Духом изгонявший бесов (Мф. 12, 28), Духом Святым воскресший. - О Духе Святом проповедовали Апостолы, мученики, преподобные, святители, и весьма многие запечатлели кровью учение о Святой Троице.

Я - немощь, нищета, Бог - Сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным.

Един живот и истинная сладость моя, пища и питие мое - Христос. Так говори врагу, прельщающему тебя сладостью брашен и жалеющему их для других. По св. Макарию, нужно радоваться, что они истребляются другими: чрез это меньше бремени на душе и легче восходить ей на небо.

Когда приходят христиане в церковь молиться Богу, то оказывается, что у них не один, а много богов и много кумиров (и таким образом грешат против первой и второй заповеди): иная или иной сам себе кумир самолюбия: где чье сокровище, там его и сердце (Мф. 6, 21; см. Лк. 12, 34)).

Потому и сказано исполняйтеся Духом (Еф. 5, 18).

Как ежеминутно ты дышишь воздухом, так ежеминутно мысленно бываешь или с Богом или с диаволом, смотря по тому, каков ты по внутреннему расположению. Что воздух для тела, то Дух Божий для души: как из воздуха вдыхаешь нужные для питания тела твоего начала, так от Духа Божия вдыхаешь в себя благие расположения и мысли.

Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, Премудрость или бесконечная ипостасная Мысль; Он-то, Он в этих чудных мыслях и словах Евангелия. Только слово - наше, человеческое, или лучше и слово - Его же: а мысль, сущность его, истина - Сам Господь.

Так Он и в священническом крестном рукоблагословении является с силою Своею и как бы Сам благословляет. Очень важно священническое рукоблагословение. И обыкновенное крестное знамение наше имеет также силу Божию, только делай его с верою. - Так везде Господа можно обрести и осязать.