Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Не цени даров Божиих ценою сребра и злата. Туне приял, туне будь готов и давать.

Во время дела Божия не думай о сребре, не оскорбляй Духа Божия и не продавай даров Божиих, да не будет и сребро твое с тобою в погибель. Ах, многие самым делом одни продают, а другие покупают или мнят купить сребром дары Святого Духа, на подобие Симона волхва.

Пищу и питье надо употреблять только для укрепления своих сил, а не для лакомства, и не есть, когда природа не требует того. Многие из нас (и я первый), если не покаются и не исправятся, будут осуждены за то, что не вовремя ели и пили, и таким образом, при разуме, жили как неразумные животные и омрачали свое неразумное сердце. Вы забавлялись пищею и питием и часто ели и пили, когда вам не следовало есть и пить: горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25). Насладистеся на земли, упитасте сердца ваша аки в день заколения (Иак. 5, 5).

Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34); а и чай, и кофе принадлежат тоже к пьянству, если неблаговременно и в излишестве употребляются. О, горе нам, насыщенным ныне и нередко с пренебрежением на дары Божии взирающим!

Диавол чрез плоть нашу и вообще чрез вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так чрез вино, чай, кофе, чрез лакомства, вообще, чрез деньги, одежду и проч. он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе, или есть лакомства, особенно без другой существенной, крепкой и здоровой пищи. Эти лакомства надо употреблять уже после всего, в самом умеренном количестве.

Се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу (Лк. 22, 31). Вот кто так сильно рассеивает наши мысли в храме при богослужении, дома на молитве; вот кто отвлекает наши мысли от Бога, от души нашей и душ человеческих, от небесного и вечного; вот кто занимает нас земными безделками или земною суетою, земным ничтожеством, земною прелестью: пищею, питьем, одеждами, жилищами и проч., и проч. Надо нам молиться друг за друга, да не оскудеет вера наша, как Спаситель молился о Петре.

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водою, она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водою, она делается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Приносит ли пользу невольная, наружная молитва? Нет, она противна Богу. То же разумей и об учении. Учение невольное, буквальное, не приносит пользы. Как невольный молитвенник только слова перебирает, а силы их часто не понимает и не чувствует, и не просвещает, не согревает, не оживотворяет ими сердца своего, так и невольный ученик. Надо приучать добровольно учиться, надо учить размышлять о том, что говорят.

Каким ты именем называешься по вере? Христианином. Что оно значит? Означает то, что я член великого Тела Христова, которое именуется Церковию Христовою, что я Христов раб и послушник. К чему обязывает тебя имя христианина? К тому, чтобы я всегда имел Христа в мыслях и сердце своем, имел всегда дух Его во всем житии своем, подражая Его житию, исполняя Его святые повеления и мудрствовал горняя, идеже есть Христос, одесную Бога седя (Кол. 3, 1-2), презирая дольнее.

Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели.

Святыня соответствует в природе свету солнечному и белизне снега, а грех - тьме, чуждой света; и грязи, и ржавчине.

Смотря на икону Божией Матери с предвечным Младенцем, подивись, как приискренне соединилось Божество с человечеством, прославь благость и всемогущество Божие и, познав свое достоинство человеческое, живи достойно высокого звания, к которому ты призван во Христе, т.е. звания чада Божия и наследника вечного блаженства.

Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому все равно что один человек или одно великое древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: возлюбиши Господа Бога твоего (первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и всею крепостию твоею, и ближняго твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), яко сам себе (см. Мк. 12, 30-31; Мф. 22, 37-39; Лк. 10, 27). Естественная необходимость исполнять эти две заповеди.

В истине Евангелия и церковных чтений не должно сомневаться. Все, что в Евангелии и в Церкви, есть дыхание Духа истины, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею (Пс. 11, 7), живот, мир и сладость духовная. Горе сомневающемуся: дух лжи омрачит, стеснит и повергнет его в уныние и скорбь. Опыт.