Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Господу, как чадолюбивейшему Отцу, приятно, когда мы искренно молимся о людях - Его детях, и как родители, по просьбе добрых и благонравных детей своих, милуют недобрых, капризных и злонравных, так Отец небесный, по молитве сущих Своих (2 Тим. 2, 19) или по молитве иереев Своих, облеченных благодатию, за народ, милует и недостойных, как помиловал и миловал непокорный и ропотливый еврейский народ в пустыне за молитвы Моисея. Но какая это была пламенная молитва!

Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим. Слава силе Твоей, Господи! Слава благости Твоей, Господи! Слава щедротам Твоим, Господи, яже являеши на мне грешном!

Наша жизнь есть любовь, - да, любовь. А где любовь, там и Бог, а где Бог, там все добро. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Итак, с радостию всех питай и услаждай, с радостию всем угождай и надейся во всем на Отца Небесного, Отца щедрот и Бога всякого утешения. Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, свое сердце многострастное, в жертву Богу, закалай его своим произволением, распинай плоть со страстьми и похотьми. Все получил от Бога, будь готов и отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим. О мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю (Мф. 25, 23). Считай за мечту все страсти, как и дознал это тысячекратно. Аминь.

О как мудр должен быть христианин в жизни! Он должен подобиться многоочитому Херувиму - быть весь оком, весь умом и размышлением непрестанным, кроме случаев, в которых требуется неразмышляющая вера.

Христианин! Помни и носи всегда в мыслях и в сердце великие слова молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех (Помни: кто наш Отец? Бог - Отец наш, Любовь наша; кто мы? Мы - дети Его, а между собою братья; в какой любви между собою должны жить дети такого Отца? Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8, 39); какие же дела должны делать мы)? Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (хлеб наш - общее все - а не свой; самолюбие должно быть изгнано из сердец чад Божиих: мы - одно), и остави нам долги наша (хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует). Не введи нас во искушение (и сам не вдавайся во искушения; не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. Господь покров твоей на руку десную твою (Пс. 120, 3, 5). Но избави нас от лукаваго (сам не предавайся ему волею, и Господь не выдаст тебя ему). Яко Твое есть царство (признавай единого Царя Бога и Ему единому работай) и сила (на Его всемогущую силу уповай) и слава (о Его славе ревнуй всеми силами и во всю жизнь) во веки (Он вечный Царь, а царство сатаны скоро прейдет, как хищническое, ложное). Аминь. Истинно все это. Помни больше всего эту молитву и чаще ее прочитывай в уме да размышляй об ней, что значит в ней каждое слово, выражение и прошение.

Братия и сестры! Вы родились снова (после рождения от родителей) водою и Духом, вы стали тогда чадами Божиими, - скажите, достойно ли такого высокого звания вы живете? Так ли вы живете, как должно жить чадам Божиим? Видно ли из ваших поступков, что ваше житие на небесех есть (Флп. 3, 20)

Любы мира сего вражда на Бога есть. Яко все, яже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (см. 1 Ин. 2, 15-16; Иак. 4, 4). Мир этот распял и доныне распинает Сына Божия. Братия и сестры! Смотрите за собою, живете ли по Евангелию? Не противно ли ему? Читайте чаще первые главы Евангелия от Матфея.

Спаси нас, род Твой, Владычице! Спаси нас, единокровных Твоих! Спаси нас, Мати Живота и Мати всех нас, хотя мы и не достойны называть Тебя Материю своею! Очисти, освяти, утверди и спаси нас молитвами Твоими!

Для чего мне имение? Для того, что им существовать мне и моему семейству и моим сродникам, чтобы подавать бедным, а не для того, чтобы его скоплять. Мерь щедро, чтобы щедро отмерил Тебе Бог по даянию Твоему. Притом имение все или средства к жизни - Божии, а не наши, а Бог - Начальник живота: Он и заботится о поддержании нашей жизни чрез нас самих или чрез других, или непосредственно. Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим (Ектения). Мы говорим: нам нужно жить, а живот наш - Бог: значит, и все средства к жизни Бог подает и подаст.

Во многих светских журналах и газетах, которых число умножилось до крайности, дышит дух земной, нередко богопротивный, между тем как христианин (в надежде) есть гражданин не только земли, но и неба, и должен мудрствовать и о небесном. Языческая древняя письменность была нередко, кажется, лучше и чище (Цицерон), возвышеннее по своему началу и побуждению, чем письменность иная народов христианских. Ипостасное Слово Отчее, Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно и крепко оскорбляют христианские народы, которые должны были бы быть по преимуществу словесными, т.е. богоподобными существами, - в устном и печатном слове, которое тратится во множестве попусту и даже к соблазну христиан, светскою письменностию отвлекаемых от чтения слова Божия и писаний св. Отцов. В преумножении льстивых словес уловляют и обольщают редакторы и издатели журналов и газет словесное стадо Христово. О, Слове Божий! Какой ответ дадим мы на Страшном Суде Твоем!

Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом.

Все, что Церковь влагает нам в уста и в слух, есть истина, дыхание или поучение Духа Святого. Благоговей пред каждою мыслью, каждым словом Церкви. Помни, что область мысли и слова - Божие достояние, как и весь мир, видимый и невидимый. Ничего ты своего не имеешь, даже ни мысли, ни слова. Все Отец наш, все Бог. Сливайся в общий строй, как сливается злато в известные формы или как природа сложена в одно стройное целое. Не живи себялюбивою, отдельною жизнию.

Вскрытие морей и рек - образ разрешения души нашей от тела.

Сердце наше просто, единично, и потому не может работать двум господам: Богу и мамоне (Мф. 6, 24), т.е. богатству; значит, нельзя служить искренно Господу и вместе иметь пристрастие к земным вещам, ибо все это относится к мамоне. Да и недостойно человека работать богатству, ибо оно земля и прах.