Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма
И ты, и твоя старушка мать преданы православной вере. С тех пор как вы начали соблюдать заповеди о посте, молитве, милостыне и Причастии, тайны истины открываются вам все больше. Поистине, это верный путь: упражнение в известном приводит к познанию неизвестного. В безмолвной и долгой молитве истина являет себя. Но твое сердце горит желанием направить на путь истины и многих других. Однако люди есть люди: у кого-то ум помрачен ложью, у кого-то сердце окаменело от страстей, и ничего у тебя не получается. Необходим долгий путь очищения. Один рабочий ошеломил тебя вопросом: “Кто мне докажет, что Бог есть?”. И ты в растерянности не знаешь, что ему ответить. Сначала помолись за него, а потом скажи так: трава докажет. Если ищешь свидетельства, оно под ногами твоими. Трава зеленая – свидетель, ее родословная восходит к траве, сеющей семя (по роду и по подобию ее, и) дереву плодовитому, в котором семя его на земле (читай книгу Бытия, первую страницу [204]).
Докажут солнце, луна и звезды. Если ищешь свидетельства над головой, свидетели тебе – солнце яркое, луна тихая и стаи звездные. Проследи их родословие – не найдешь конца, пока не дойдешь до того дня и часа, в которые над мраком и хаосом отозвалось слово Божие: да будут светила на тверди небесной, два светила великие и звезды [205].
Докажет весь мир, докажет воздух. Ищешь ли свидетельства вокруг себя, свидетели тебе – море и воздух, горы и дубравы, замки муравьиные и соты пчелиные и все населяющее воду и сушу, горы и дубравы. Проследи родословную их, не уклоняясь ни вправо, ни влево, но спрашивай о пути каждого из них и дойдешь до того торжественного часа, когда с небес заструился глас любви: Да будет!.. Да будет!.. и бысть [206].
Докажут осел и вол, по слову пророка, который вопиет: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего: а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет (Ис. 1, 3).
Скажи мне, брат, какая из поднебесных тварей не свидетельствует о Боге? Даю тебе сто лет бесплодной муки, чтобы ты отыскал хоть единую травинку, которая не свидетельствует о величественном бытии Творца своего. Но, чтобы сократить срок напрасного поиска, я помогу тебе найти того, кто не свидетельствует о Господе,– одного-единственного во всей вселенной, одного-единственного! – поврежденного грехом человека.
Свидетельствуют порядок и мера, числа и Божественная гармония всего тварного мира. Свидетельствуют разум и совесть всех святых и праведных душ. Но над всем и вся свидетельствует Сам Господь наш Иисус Христос, в Котором великий и вечный Бог вочеловечился и во плоти явился, пришел к людям, открыл тайны, показал путь, отверз рай. Для тех, кто желал и очами зреть Бога, и ухом Его слышать, исполнил Он желание их, явив Христа. И видели, и слышали, и новой жизнью исполнились.
Так можешь ответить ты той бедной душе, взыскующей Бога, жаждущей видеть и слышать Его. Но это далеко не все, что можно сказать. Это только один букетик с огромной нивы Божией, на которой все свидетельствует о Творце и растет ради того, чтобы свидетельствовать о Нем: да идет и видит! А ты, чадо, продолжай укрепляться в добродетели. Не уклоняйся с пути спасения ни влево, ни вправо. Близок час смертный, а там, по смерти,– Суд Божий о том, как мы, верные, свидетельствовали о Боге. И на Суде том будут два войска человеческих: одно – одесную Господа Славы, которое не постыдилось Христа, а другое – ошуюю от Него, постыдившееся Его в роде сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38).
Письмо 102
вдове, которая спрашивает, уходить ли ей в монастырь
Куда же Вам еще идти? Тем более, что Вы остались без детей. Знатная римлянка Мелания уговорила своего мужа, после того как они похоронили своих детей, разойтись по монастырям. Вам не препятствуют ни дети, ни муж. Не с кем Вам советоваться, кроме себя самой. Идите же во имя Бога живаго!
Вы вкусили брачной жизни. Говорите, разочаровались в ней. Разве только Вы одна? Разве не разочаровались сотни других, ожидавших от брака небесного рая? Сейчас говорите: довольно брака, больше никогда! Неужели придется вновь пережить все эти горести? Одна горесть – из-за плотской жизни и физического стыда, другая – из-за подчинения безбожному, бесчеловечному мужу и зависимости от него, третья – из-за постоянного страха за детей, рожденных и нерожденных, четвертая – из-за смерти мужа и детей. Апостол говорит о жене, как о первой преступившей заповедь Божию, что спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). Этот путь Вами пройден, и Вы не хотите вновь ступить на него. Что же, хорошо, тогда во имя Божие идите в монастырь.
Как попугай, который быстро проговорит все, что выучил, так и мир сразу показывает все свои “наслаждения”, а потом клюет и бьет немилосердно. Вы не хотите еще раз пережить “попугайство” обманчивой мирской жизни. Вы не хотите снова ступить на пестрый корабль, который сначала заманивает своей яркостью, но вскоре попадает в страшную бурю. Хорошо, если Вы, потерпев кораблекрушение, желаете пойти иным путем. Если Вы решите остаться вдовой, послушайте, что сказал апостол Божий об истинном вдовстве: Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5, 5–6). Иметь надежду на Бога и непрестанно день и ночь молиться могут и супруги, если они единодушны в благочестии. Это могут и вдовец, и вдовица в миру. Но, конечно, легче всего исполнять это в тишине монастыря. Поэтому решайтесь и постучите во врата монастырские, подобно Растко Неманичу, княгине Милице, княгине Евфимии или блаженной Стойне Девичской.
В монашестве дается обет полной верности Христу. Собственно, монашество – это таинственное обручение души со Христом. В монашестве тело и душа одухотворяются и перерождаются в новое существо, которое Царь Небесный приемлет как Свою невесту. Тайна сия велика [207], говорит ученик Христов, но это не какая-то сказочная тайна, а реальность, истинная небесная неизменная реальность. В этом новом обручении нет вдовства и не может быть никогда, если только душа человека не отпадет и не нарушит верности. Увы, тогда вдовство будет двояким – и телесным, и духовным. Этот духовный брак сильно отличается от плотского брака. Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в духовном же – наоборот: вначале – горечь, а потом – радость. Если хотите вкусить духовный брак, в котором любовь, чем дольше длится, тем больше возрастает, что еще могу посоветовать Вам: во имя Божие идите в монастырь.