Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Что убивать мертвого? Разве не мертвец всякий негодяй, разлагающийся на глазах у всех? Не убивай своего сына, но обратись к Тому единственному, Кто может оживить и спасти твоего сына. Лучше будь нищим, чем преступником, потерявшим душу. Ты до сих пор намного богаче своего сына. И можешь ему помочь больше, чем он тебе. Вернись к Тому, Кого ты оставил ради сына. Вернись к Богу, Церкви, Крестной Славе, к душе своей вернись. Даже если нет у тебя ни свечи, ни славского хлеба, ни монетки: Господь все видит. Ты принеси Ему вместо этого воздыхание, слезы и молитвы. Если придется тебе просить милостыню, говори, переступая порог: “Подайте на хлеб и на свечу: хлеб – мне, старику, а свечу – во спасение моего сына!”. Скажи так и на пороге своей лавки, пусть слышит. Потом пойди в церковь Божию и поставь свечу. Она потрясет всеведущие небеса, и помогут они тебе.

Свечой решишь дело лучше, чем топором.

Да поможет тебе Господь.

Письмо 111

столяру Илье С., о словах Христа из Евангелия от Марка

Слова Спасителя, о которых ты спрашиваешь: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе [212], некоторые ложные толкователи Евангелия объясняют так, что Господь имел в виду, будто конец мира наступит уже в том поколении и некоторые из присутствующих доживут до него. Так говорят те, кто видит свою голову на плечах Христа.

Но Христос говорит не вкусят смерти – это значит, что телесно они все-таки должны будут умереть.

Когда человек очищается покаянием от всякой скверны, в его душу сходит свыше сила Духа Божия и тогда душа чувствует Царство Божие внутри себя. Ты спросишь: как она его чувствует? Как праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). И еще чувствуют его, как внутреннюю силу, духовную, по словам того же апостола: не в слове, а в силе (1 Кор. 4, 20). И еще, как необычный свет небесный: потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией (2 Кор. 4, 6). А когда человеческая душа наполняется истиной, и миром, радостью, и силой, и светом, тогда человек восхищенно вопиет, как некто нашедший сокровище: Авва Отче!

Сын Божий умалился и сошел к людям, чтобы сделать людей сынами Божиими. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва Отче!” (Гал. 4, 6). То есть те, которые приемлют в себя того Духа, что был и в Сыне Божием Иисусе Христе, становятся сродниками Божиими, чадами Его по милости и благодати Всевышнего.

Как это, снова спросишь ты, Царство Божие входит в нас и мы входим в Царство Божие? Это совсем просто. Как воздух входит в нас, а мы – в воздух. И свет входит в нас, и мы в свет. И далекий аромат полевых цветов входит в нас, и мы входим в него. Так и Царство Божие. Оно приходит к нам и входит в нас еще при нашей временной, земной жизни, а когда мы разлучаемся с этим миром, мы входим в Царство Божие. Когда мы молимся Господней молитвой, мы говорим: да приидет Царство Твое [213], то есть да вселишься в нас Духом Твоим и воцаришься в душах наших, как в Своем Царстве!

Это относится ко всем христианам, которые потрудятся молитвенно испросить у Бога Царства Небесного, ибо Господь обращал Свои слова и к апостолам, и ко всему народу. Но особенно пророчески они звучат в преображении Господа, которое, по словам святого Феофилакта, “было образом будущей небесной славы, то есть той славы, в которой будут пребывать праведные... и подобно тому, как Христос сиял молниями, так же воссияют и праведные”. Петр, Иаков и Иоанн были теми некоторыми, видевшими преображение Христово на горе Фавор. Были ими и все апостолы в Пятидесятницу, когда видели и ощутили силу Царства Божия в Духе Святом, сошедшем с неба в виде огненных языков.

Христос да благословит тебя, да увидишь и ты Царство Божие в силе уже в этой жизни, в смертном теле своем. Да увидишь и объявишь своим братьям радостную весть о Царстве жизни, света и вечной радости.