Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Хоть Вы и христианин, Вы спрашиваете: “Если люди говорят о Христе как о центре и оси человеческой истории, то что же было в мире до рождества Христова?”. Я вижу, что Вы человек духовный и начитанный, и уверен, что, когда Вы более серьезно изучите науку веры Христовой, Вам все станет понятно.

Вам станет понятно, что и до Христа был Христос. И по скончании времен будет Христос. Это значит: до явления Слова Божия, Мудрости Божией, вечного Логоса, во плоти человеческой, с личной миссией на земле, было то же Слово Божие, Мудрость Божия, тот же вечный Логос Божественной Троицы, не явленный во плоти, но неустанно действующий через избранных слуг Своих – пророков, праведников, прозорливцев и мудрецов. Все они называли себя слугами, рабами Божиими. А Христос не раб, но Сын. Не воин Царя, но Царь. Не предтеча, но Мессия.

Вы, конечно, видели какую-нибудь пьесу, в которой главный герой появляется не сразу, а спустя некоторое время. Но все персонажи на сцене ждут его, говорят о нем, и все, что происходит, предвещает его появление. Так и в огромном театре мира: все ждали и все предвещало величественного Мессию, главного Героя. Пророк так и называет Его, говоря: и выйдет Господь, как герой [220]. И пророчество исполнилось. Ибо величие пьесы Христовой вечно и безгранично.

Прочтите притчу о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33). Она Вам все объяснит лучше, чем я, смертный. И послушайте свидетельство Господа о Себе Самом: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58), а Авраам родился на несколько тысячелетий раньше Него. Еще одно свидетельство из уст Христа. Когда евреи спросили Его: кто же Ты? – Иисус сказал им: от начала Сущий (Ин. 8, 25),– так называет Его и четвертый евангелист, говоря: В начале было Слово [221].

Наконец, в апокалиптическом пророчестве Иоанна Господь Сам о Себе говорит с небес: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь (ср.: Откр. 1, 8, 17–18).

Итак, Вы видите, что прежде Христа был Христос и после Христа будет Христос. А о том, что в конце мира Он придет в силе и славе великой, читайте в святом Евангелии и Апокалипсисе. Придет Он вновь, чтобы завершить эту вселенскую пьесу, которую Сам когда-то начал. Скажете, тайна сия велика. А разве маленький мотылек не великая тайна? Какова же тайна его Творца?..

Мир Вам и радость от Христа Господа.

Письмо 116

паломнику Младену С., о порядке заповедей

Ты знаешь десять Божиих заповедей. Знаешь, в каком порядке они идут одна за другой. Этот порядок тебе нравится. На скрижалях Моисея все заповеди написаны в этом порядке, четыре на первой скрижали и шесть на второй. Первые четыре заповеди определяют отношение человека к Богу, а последующие шесть – человека к человеку. На древних иконостасах ты можешь это видеть: четыре заповеди на одной скрижали и шесть на другой.

Но вдруг ты смутился! Читая Евангелие, ты нашел, что Господь изложил известные нам заповеди в другом порядке, не в том, к которому ты привык и как учил в школе. Действительно, когда к Господу подошел юноша и спросил, что надлежит делать, чтобы наследовать Царство Небесное и вечную жизнь, Господь ответил ему: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18, 20). Ты удивлен и спрашиваешь, почему Христос не изрек заповеди в прежнем порядке, но поменял их местами.

Дорогой брат, неизреченна мудрость Божия! При всей Своей небесной мудрости с людьми Он был вполне практичен. Он применял Свою мудрость подобно тому, как изливается елей на рану. Вспомни, Он говорит это молодому и богатому юноше. А какой грех быстрее других прилепляется к молодости и богатству, как не прелюбодеяние? Как полип к мощному стволу. Господь хочет не просто напомнить ему о заповедях Божиих, но и о грехах, присущих молодости.

Если бы перед Господом стоял убийца и спрашивал о заповедях Божиих, Господь начал бы с заповеди: не убий!