Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

студенту духовной семинарии, о значении слов из Послания апостола Павла к Ефесянам

Дорожа временем – так говорит святой отец наш апостол Павел [223]. Спрашиваешь, что означают слова: дорожа временем? Блаженный Иероним толкует их так: “Когда используем время на добрые дела, мы дорожим временем”; святитель Феофан Затворник говорит: “Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям”. Слова апостола Божия имеют значение, подобное словам Господа: Торгуйте, пока Я вернусь [224]. А когда Он вернется, то есть когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами. Как использовали мы время своей жизни? Отдавали дешевое за дорогое, как Иаков, или дорогое за дешевое, как Исав? Поддались ли соблазнам этого преходящего времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою?

Потому исполняй заповеди Христовы каждый день, при всякой возможности. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог. Ибо дорожить – буквально означает платить. Плати мелким, чтобы получить крупным. Стань ненадолго поденщиком, чтобы царствовать вечно. Ибо Творец наш обещал нам вечное Царство в вечной жизни. Если даже кто-то заключен в темницу, пусть не отчаивается, но день и ночь во мраке тюремном кается и молится Богу. И Господь зачтет ему так же, как и тому, кто свое богатство отдал на строительство церквей. Творец наш видит обстоятельства и ждет от каждого человека, чтобы делал по силам и обстоятельствам своим.

Подчини каждый день службе на пользу твоей души. Исполни его дыханием Духа Божия, да направит Он тебя на всякое благо. Если не сделаешь этого, Он сомнет тебя, как тряпку, и бросит в пустоту.

Одним служит, над другими господствует. Время для одних – седло, для других – наездник.

Да просветит тебя свет Христов.

Письмо 120

почтальону Илье К., о доказательствах существования Бога

Один Ваш друг постоянно твердит: нет Бога! Его слова Вас мучают и хлещут, как плеть. Вы боретесь за свою жизнь и за свою душу. Вы правильно понимаете, что, если нет всесильного Бога живаго, Который сильнее смерти, тогда единственный всесильный бог – смерть. Тогда все живые существа на свете просто игрушки в лапах всемогущей смерти, словно мышь в когтях голодной кошки. Однажды Вы, разволновавшись, сказали своему бедному другу: “Бог есть, это тебя нет!”. И Вы не ошиблись, ибо те, кто отпал от вечного Жизнодавца в этом мире, будут отлучены от Него и в мире ином. И ни здесь, ни там не узнают они величественного Создателя всех тварей. А быть в разлуке с Ним – это хуже, чем не быть вовсе.

На Вашем месте я бы сказал ему так.

Неверно говоришь, друг: “Нет Бога”. Вернее сказать: “У меня нет Бога”, ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога и говорят: “Есть Бог!”. Следовательно, Бога нет у тебя, а не вообще.

Ты говоришь так, как если бы больной сказал: “Нет на свете здоровья”. Он, не солгав, может сказать только, что он не имеет здоровья, но если скажет: “Здоровья в мире вообще нет”, солжет.

Ты говоришь так, как если бы слепой сказал: “Нет в мире света”. Есть свет, весь мир наполнен светом, но он, бедный слепой, не видит света. Но если бы верно сказал, сказал бы: “Не имею света”.