Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 122

юристу Д. М., о второй заповеди

Как верный православный, ты хотел бы защитить свою веру от наемников, которые из побуждений Иуды-предателя отступили от истинной веры и своего народа. Они говорят, что иконы – это идолы и поклонение иконам противоречит второй заповеди Божией [227]. Таким образом получается, что христианство – идолопоклонство.

Спроси их, кто уничтожил идолов на Балканах? Кто избавил Афины и Рим от скопища статуй, языческих идолов и храмов? Кто победил Юпитера и Диану эфесскую, вавилонскую Астарту и египетскую Изиду? Кто очистил от идолов Малую Азию, северную Африку и всю Европу? Очередные сектанты или великая Христова Церковь, которая в суровой борьбе против идолопоклонства принесла миллионные жертвы и пополнила свой календарь именами мучеников за веру во единого истинного Бога?

А ты знай: как день отличается от ночи, так же христианские иконы отличны от языческих идолов. Идолы – это изображения вымышленных существ, а на иконе изображены святые, которые действительно жили на земле и своей верой прославляли Христа и за это на небесах удостоились Царства Божия. Там выдумки, здесь – реальность. Там ложь и иллюзия, здесь – истина, и только истина. Идолы уводят человека от истинного Бога, в то время как иконы приводят человека к Богу. Своей второй заповедью Творец хотел предостеречь человеческий род от того, что отвращает от Него, то есть предостеречь от всех бесовских прельщений, фантазий и мечтаний.

Письмо 123

одному хозяину, который жалуется на “голодный хлеб”

Ты один из самых состоятельных людей в деревне, каждый год собираешь такой урожай, что твой сосед этим количеством хлеба мог бы накормить свою многодетную семью. Он не собирает и половины того, что ты, и ему хватает, а ты со стыдом каждый год занимаешь. Пишешь, что домочадцы твои непрестанно едят и никогда не насыщаются, как будто “бес ненасытный вселился в них, едят и едят и всегда голодные. Как будто проклято!”.

Не знаю, проклято или нет, но неблагословенно. Я не знал, что ответить на твое первое письмо, пока в следующем письме ты не описал мне жизнь твоего соседа. Твой сосед – человек верующий; когда он готовится к севу, он прежде несет семена в храм, чтобы священник благословил их. Ты никогда этого не делаешь. Это первое. Второе, сам признаешь, что твой отец под проценты присвоил имение своего должника, стоимость которого должник оплатил уже трижды. Бедняге, чтобы прокормить своих детей, пришлось оставить родной очаг и уехать в город. Со временем его сын разбогател и открыл бакалейную лавку. Сейчас этот обобранный должник твоего отца стал богаче сына твоего отца. Господь судил справедливо.

Напомню тебе две народных мудрости: первая – что неблагословенно, то голодно; вторая – что отнято, то проклято. Они объясняют, что происходит в твоем доме, объясняют то, что хорошо назвал ты “голодным хлебом”. Устами пророка сказал Господь избранному народу: Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало (Втор. 28, 15, 38). И еще: Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабаатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька (Агг. 1, 6).

Не довольно ли этого мудрому? Когда Бог благословит, тогда и пятью хлебами нетрудно накормить пять тысяч. А когда не благословит, тогда бывает то, что происходит в твоем доме. Как Господь наполняет колос зерном, так и хлеб наполняет Он сытостью, и, как оставляет колос пустым, так же Он, всемогущий, отнимает сытость от хлеба неблагословенного. Если хочешь, выучи этот урок и с сокрушением ищи от Господа того, чего весь мир тебе дать не сможет.

Мир тебе и благословение от Господа.