Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма
Такой образ жизни не ведут не только женщины в мире, но и женщины твоей улицы. Огромное множество матерей, вдов и девиц живут совершенно иной жизнью. Как же ты можешь говорить: “Как все, так и я!”? Ты берешь пример с нескольких распущенных и безответственных женщин и только на них смотришь, по ним судишь, в них весь мир видишь. В то время как большинство смотрит на вас как на цирковую труппу, в которой вы и звери, и дрессировщики.
Допустим, что весь белый свет пойдет по пути безумия и погибели. Разве тогда ты, мать троих сыновей, не найдешь в себе мужество сказать: “Нет, я по этому пути не пойду!”? Воистину, это было бы мужество, которое приклонило бы к себе небеса. Такое мужество вписано в золотые страницы Священного Писания. Таким мужеством обладали две дочери Лота, покинувшие Содом [230]. Если бы дочери Лота, девицы, рассуждали так же, как мать троих детей в наши дни: “Давайте же и мы будем, как все”, мир не узнал бы ни их имен, ни имени их отца, имена эти не упоминались бы в вечной Золотой книге. Но они не говорили так, как говоришь ты. Поэтому благословение Божие почило на Лоте и дщерях его. И когда пробил час, Ангел Божий вывел эту благочестивую семью за пределы города, чтобы не видели они отмщения тем, кто осквернял небеса; и ушел под землю развратный город, а на его месте возникло Мертвое море.
Или, скажем, если бы Растко Неманич сказал: “Как все, так и я!”. Разве стал бы он святым Саввой, отцом своего народа и вечным укором совести потомкам, говорящим: “Как все, так и я!”? Если же эти примеры и множество других не трогают твоей души, то не знаю, что сказать тебе. Если примеры доброй жизни не научают тебя, тогда ужаснись примерам страшной смерти. Посмотри, какой смертью умирают те, за кем ты следуешь, оставив мужа и детей. Неизлечимые болезни, преступления и самоубийства – без исключения!
Могу ли я обратиться к лучшему в твоей душе, дочь примерных родителей? К тому, что еще не совсем помрачилось в тебе от мрака ночной жизни? Отрезвись, одумайся, воспрянь! Вспомни, когда будешь хохотать в дыму полночной оргии, свое проснувшееся в слезах дитя, которое ищет в темноте твою руку и ждет твоего ласкового слова.
Забудь опасные слова: “Как все, так и я!”. Чтобы благословение Того, Который благословил тебе трех детей, осталось с тобой до конца веков.
Письмо 126
пенсионеру П. Н., о необычном видении
Вы сообщаете мне о необычном видении, явившемся Вам во время молитвы в церкви. Вы видели, как из алтаря вышел Господь Иисус Христос и встал перед алтарем. Затем вышел некто похожий на еврейского раввина и встал слева от Господа. За ним вышел некто с чалмой на голове и, поздоровавшись с Господом за руку, встал рядом с Ним. Такое видение было Вам. Вы его толкуете как желание Господа уравнять все религии и создать единую веру для всех!
Каждый, кто посвящен в тайну Царства Божия, скажет Вам, что и видение, и толкование ложны. Дух, явившийся Вам, не от Бога, но от того, кто от века поднимает рога на веру Христову. “Отче наш” заканчивается молением ко Господу: но избави нас от лукаваго [231]. Человече Божий, кто же может дерзать приветствовать за руку Господа? Кто может встать рядом с Богом? Не сказал ли Христос евреям: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38)? Пророчество исполнилось. Евреи остались без священства и без Жертвы. То и другое отошло к христианам в тот миг, когда завеса Храма разодралась надвое сверху донизу. И мусульмане не имеют ни Жертвы, ни священства. Не сказал ли евреям выходец из евреев апостол Павел, апостол Божий: потому что конец закона – Христос (Рим. 10, 4), и еще: Отменяет первое, чтобы постановить второе (Евр. 10, 9)? Как же тогда то, что опустело, что отошло и заменилось другим, новым, можно уравнять с живой верой Христовой? Когда сам Магомет, несмотря на свою ненависть к христианам, признает и записывает в Коран, что Иисус, Сын Марии, будет судить мир и, следовательно, самого Магомета? Какое может быть равенство и единство?
Откуда это видение – спрашиваете Вы. От искусителя. Присмотритесь внимательно к своей жизни, и Вы это увидите. В наше время очень много говорят о равенстве всех религий: об этом говорят маловерные. Поддались этим же помыслам и желаниям и Вы. Господь попустил Вам увидеть Ваше субъективное желание реально и зримо. И Вы радуетесь этому, как милости Божией. Я назвал бы это не милостью, а предостережением. Простите, но Вы путаете понятия. Равенство гражданских прав и обязанностей – это одно, а равенство религий – другое. Христианам строго заповедано милосердие ко всем людям, независимо от их вероисповедания, но в то же время и строгое хранение истины Христовой.
Как христианин, Вы можете пожертвовать для иноверного имением и жизнью, но истиной – никогда, ибо она существует независимо от Вас, она не принадлежит Вам. Здесь Ваш камень преткновения, в непонимании этой разницы. От этого непонимания и произошла путаница в Вашей душе. Не Христа и Магомета Вы видели – Вы видели свою душу.
Да поможет Вам Бог!