Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

крестьянину Николе Ч., о внутренней милостыне

Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчета. Иисус, прозревая нечистые побуждения фарисея, не омыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое нечистыми руками? Фарисей возмутился против этого, а Господь использовал возмущение его, чтобы обличить фарисеев, которые внешне показывали свою чистоту, а внутренность их была исполнена хищения и лукавства (Лк. 11, 39). Фарисей думал, что он своим приглашением оказывает особую милость Господу, но Господь укорил его, говоря: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Ты спрашиваешь меня, что значат эти слова Господа.

Означают они милостивое сердце, которое побуждает руку подать милостыню. Господь, Который сердце видит, принимал только такую милостыню. Если же сердце злое и черствое, напрасно рука будет давать: отвергнет ее Господь. Людей можно обмануть внешней милостыней, а Бога – никогда. Сердце нечисто – нечист и дар, как бы велик ни был. Из нечистого сердца вытекают нечистые мысли и нечистые желания и грязнят и внешние дела человеческие, какими бы добрыми и чистыми они ни выглядели.

Он не захотел вымыть рук Своих, Он не захотел исполнить малого долга, чтобы напомнить хозяину о большем, не захотел исполнить незначительного, чтобы укорить в значительном. Самые нечистые руки чисты в сравнении с нечистым сердцем. Омоем же свои сердца, и все будет у нас чисто.

О грозном царе Калигуле рассказывают, что он как-то пригласил сенаторов на трапезу со злым умыслом. Царский двор сиял чистотой. И ничего нечистого не было в нем, кроме сердца самого царя. По обычаю он умыл лицо и руки и натер их дорогими благовониями. Только сердце его было переполнено нечистотой. В тот момент, когда он любезно раскланивался со своими гостями, восхваляя и превознося их, его палачи убивали их сыновей по его приказу.

И никто другой не мог очистить сердца и изменить мир, кроме единого Бога. Господу нашему слава и похвала, а тебе живот и спасение.

Письмо 142

одному больному полководцу, о вечной награде

Пишете мне с одра болезни. Вас окружают чужие люди, их имена Вам неизвестны, и они знают Ваше имя только из истории болезни. Никто из близких и родных не приходит к Вам. А когда-то Вы командовали полками. Тысячи людей произносили Ваше имя с уважением, хвалили и возвеличивали. Ваша грудь по количеству наград напоминала иконостас. И вот, Вы забыты и одиноки, чужой среди чужих. Сквозь ночь своего настоящего Вы смотрите в светлый день своего прошлого.

Будьте мужественны. Ваша нынешняя брань много трудней былых битв. Потому что нет битвы тяжелее, чем та, которую человек ведет один на один с самим собою. Вспомните Господа в Гефсиманском саду: И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 44). Но потом были воскресение, и честь, и слава, которая разносится вот уже десятки веков от края до края земли. Великий святой отец, Иоанн Златоуст, под старость оказался в немилости у императора, был оклеветан, поруган и изгнан из столицы в пустыню. Измученный, больной и одинокий, Вы думаете, он роптал и жаловался? Нет. Вот что он писал из бездны своего страдания и унижения: “Что значит изгнание из отечества, чужбина, осуждение, клевета, насилие и издевательства, зло от людей, мучения от рабов и свободных, что это значит, если награда за это все – небо и вечные сокровища, которым нет границ, которые приносят нам бессмертие и вечное блаженство?”.

О, как прекрасны и велики ожидающие награды только от святых небес, знающие изменчивость мирской славы и судьбы, забывающие о всех земных встречах, дурных и добрых, и всем своим существом устремленные навстречу вечной Любви!

Пишете, что вера помогала Вам в борьбе за свободу народа. Сейчас вера в Бога нужна Вам как никогда. Ни в чем так ясно не проявляется ее действие, как в жизни одинокого, забытого, отверженного и больного человека. В то время, когда мир шепчет ему на ухо: ты никому не нужен, вера говорит ему: ты нужен Богу. В пору шумной мирской славы, которая венчала Вас лаврами, вера была для Вас услаждением души, ныне же она может стать для Вас ее единственным хлебом. Читайте Псалтирь и Евангелие.

Утешение и мир Вам от Господа!