Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Радосаву И., об Иуде-предателе

Спрашиваешь: “Простится ли Иуде грех предательства Учителя его и Господа Иисуса Христа?”. Не знаю, почему тебя это интересует.

И все мы предстанем пред вечным Судией, Который перед всем народом небесным вынесет Свой праведный Суд обо всем, что мы в этой жизни соделали. А когда человек идет на суд, каждый думает о своих грехах и неправдах, о том, как самому перед судьей оправдаться. Ни у кого нет ни времени, ни желания размышлять о чужих грехах или проникать в душевные тайны судьи, пред которым ныне предстанут. Кто знает, каков будет Суд вечного Судии обо мне и о тебе? Одно только известно, что судить Он будет по правде, а не по лжи. Мы же все хотели бы, чтобы судили нас по милости, а не по правде. Но напрасно: Он обещал судить праведно. И потому охватывает нас страх и трепет. И потому не желаю я ни тебе, ни себе, никому на свете оказаться с той стороны, где обрящется Иуда-предатель.

Ибо Иуда – предатель. Предатель Бога, людей и себя самого. Он предал Христа, предал апостолов, предал и человека в себе. Христа и апостолов предал иудеям, а себя – диаволу. Ибо сказано: тогда вошел в него сатана (Ин. 13, 27). Трудно измерить всю глубину зла, которое овладело Иудой. Был он неверным, вором, сребролюбцем, лицемером, предателем и, наконец, отчаявшимся самоубийцей. Сын Божий много раз предостерегал его, чтобы он отвратился от своего гибельного пути, но Иуда упорствовал. Сын Божий проявлял к нему ту же любовь, что и к другим ученикам, но Иуда отвечал на Его любовь враждой. Сын Божий преклонился и омыл ему ноги перед самым предательством и из рук Своих дал ему осоленный ломоть хлеба. А хлебом и солью принято встречать самых высоких гостей. Кроткий и смиренный Господь хотел возвысить достоинство Иудино и протянул ему хлеб с солью, приветствовал его хлебом и солью перед самым предательством! Иуда принял хлеб и соль из руки Божией, рукой принял, а сердцем отверг с презрением. Смертный человек отверг любовь Бессмертного! Потому и Господь отверг его решительно, и тогда вместе с хлебом вошел в него сатана. И с того момента Иуда, бывший ученик Христа, вычеркнут из списка людей и вписан в список адских духов. Сейчас ты искушаешь Бога и спрашиваешь, простит ли Господь адских духов и спасет ли их? Ты искушаешь милость Божию так же, как евреи искушали силу Божию на Голгофе, говоря: если Ты Сын Божий, сойди с креста [249]. И за это искушение приняли евреи достойную плату уже в этом мире. Берегись, чтобы и тебе не принять плату единомышленников Иуды.

Неверно, что Иуде было предопределено быть предателем, как ты думаешь.

Если же сказано, что должно прийти соблазну, сказано еще и это, как строгое предостережение: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).

Соблазнитель – это сатана, и ему надлежит творить свое дело, потому надлежит прийти и соблазну, от него и через него. Но горе человеку, который подчинится сатане и станет его орудием. Горе тому, кто, вопреки любви Божией, проявит любовь к Его противнику.

Молись Господу, чтобы Он сохранил тебя от соблазнителя, который соблазнил Иуду и иудеев. Да никогда не будешь рабом и орудием его.

Письмо 147

тому же, о спасении всех грешников

Ты хотел бы, чтобы Господь на Страшном Своем Суде помиловал всех грешников. Снова ты искушаешь Господа, как искушал Его противник Божий на Горе искушений? [250] “Если Ты Сын Божий многомилостивый, помилуй Иуду и Каина и всех грешников, и поклонюсь Тебе”,– такими словами можно выразить твое испытывание Христа. Господь мог бы ответить тебе на это: “Разве был Я немилостив, когда из вечной славы Своей сошел во мрак человеческий и всего Себя предал в жертву за людей? Как помиловать Мне тех, кто никогда не просил Моей милости? Кто до последнего вздоха презирал предложенную им милость? Кто кровь наследников Моих проливал, как воду? И кто до конца оставался рабом сатаны?”.

И как это может быть, чтобы смертный человек соревновался в милости с премилостивым Господом, да еще воображал себя милостивее Его? Испытай самого себя и посмотри, как ограниченна и ничтожна милость человеческая.

Простил Савла, гнавшего и избивавшего наследников Его, родных Его. Простил Августина, осквернившего христианскую святыню. Простил всех, кто всем сердцем покаялся и обратил противление свое в верность Богу и святыням Его. Простит Он на Суде Страшном и тех, кто покаялся на смертном одре, в свой последний час, во всех беззакониях своих, кто признал Христа Сыном Божиим и возопил к Нему о спасении. Простит и тех, кто во имя Его проявил хотя бы малую милость и чашей воды напоил одного из наследников Его.