Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 156

земледельцу Предрагу А., о том, чего боятся бесы

Ты прочитал рассказ о жизни святого Иоанна Вострского. Однажды, когда блаженный Иоанн стоял на молитве, у него открылось духовное зрение и он увидел бесов. Они не смели приблизиться к человеку Божию, но и не хотели отойти. Видя их в таком страхе, святой спросил их, чего они больше всего боятся. “Трех вещей,– ответили бесы,– того, что христиане носят на груди; того, чем христиане омываются в церкви; и того, что они вкушают в церкви”.– “А из этих трех вещей,– снова спросил праведник,– что самое страшное для вас?” – “То, что вы вкушаете в церкви”,– ответили ему служители ада.

Что же тебе непонятно? То, что христиане носят на груди, это – крест. То, чем христиане омываются в церкви, это – святая вода. То, что они вкушают в церкви, это – Святое Причастие. Крест – знамение победы любви, прошедшей сквозь страдания. Святая вода очищает и означает чистоту духовную и телесную. Причастие – небесная трапеза, на которой душе в пищу предлагаются Тело и Кровь Господа. Разве удивительно, что бесы трепещут от этих трех святынь? Трепещут и нашептывают людям прямо противоположные советы:

1. любой ценой избегать страданий (желая таким образом искоренить из человеческого сердца любовь и человеколюбие);

2. жить в греховной нечистоте (чтобы сделать людей своими рабами и близкими сродниками и отторгнуть их от пречистого Бога);

3. морить и уморить свою душу голодом, не давая ей Божественной пищи, которой алчет душа по своей природе, а питать ее только земной пищей, как животное (Причастия больше всего боятся адские духи потому, что Причастие есть то, что венчает человеческое восхождение к Богу и соединяет с Ним).

От Бога тебе мир и благословение.

Письмо 157

одинокой женщине, о молитве

Вы огорчены тем, что Господь не слышит Вашей молитвы! Не ропщите на Того, Кто дал нам душу и жизнь, разум и дух. Прошу Вас, не жалуйтесь на Того, Кто имеет в тысячу раз больше прав жаловаться на нас и Ангелам, и святым Своим. Пусть Господь и не исполняет наших просьб буквально, но молитвы приносят плод в наших душах, делая их богаче и мужественнее. Это тайна, которая открылась духовным делателям. Скажем, кто-то посеял пшеницу и молится, чтобы семена принесли обильный урожай. Вместо пшеницы из семян вырастает трава. Он снова молится о пшенице, но из этой травы вырастают овес и просо. Он опять молится о пшенице, и наконец колосья наполняются пшеничными зернами и созревают и ложатся от тяжести к ногам молитвенника.

Все наши молитвы в свое время приносят свой плод, как говорит русский поэт Петр Вяземский: