Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святаго. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану тысяча девятьсот лет. И, когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16, 20).

Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым.

Целовать руку того, кто младше нас по возрасту, слушать того, кто моложе нас, хорошо еще и потому, что это охраняет от надменности и учит смирению.

Радость Вам и мир от Господа.

Письмо 159

любителю Священного Писания, о благоухании и запахе [264]

Ты прочитал эти слова и удивился! А разве человек удивляется только отдельным словам Священного Писания? Каждое слово в Писании словно новая жизнь! Тебя удивляет, что апостол говорит о благоухании познания. Как, спрашиваешь ты, в духовном царстве может быть благоухание? Очень просто: как может быть духовное зрение и духовное слышание, так же есть и духовное благоухание. Слепой Исаак ощутил душу сына своего Иакова по запаху и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь (ср.: Быт. 27, 27).

Не напрасно говорит наш народ: “благоуханная душа”, или: “смердит его душа!”. Явления ангельских сил людям всегда сопровождались удивительным, неземным благоуханием, но когда к кому-то подступали бесы, они, являясь, распространяли вокруг невыносимый, отвратительный смрад. Вспомни неожиданно приятное благоухание при молитве или от мощей святых. Но все это относится к тайнам духовного мира и недоступно тому, кто телесно мыслит и телесно живет. Правда и то, что особый запах имеют некрещеные души. Апостол благодарит Бога за то, что Он дарует верным торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание (2 Кор. 2, 14–15). Благоухание познания Бога в Троице Единого, благоухание познания Сына Божия как Мессии, благоухание познания Царства Света и вечной жизни, благоухание Божественной любви, благоухание чистых и богоугодных помыслов, чувств и дел – все это называется Христовым благоуханием. Это благоухание носят в своих душах те, кто познал Христа и живет этим познанием. Это благоухание жизни, в противоположность запаху смерти: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2, 16). А запах смерти носят в себе те, кто далек от познания Христа, кто отвергает Христа или восстает на Христа. Их души источают смертный запах, ибо они не хотят знать ничего о том, что следует после смерти. Смерть полновластно господствует над их жизнью. Смерть населяет все отделы их душ. Их взгляд не простирается дальше гроба. Потому и запах тех душ – запах смерти. Ибо запах нашей души распространяется в зависимости от конечной точки нашего видения: если это гроб, то запах смерти, если это Бог живый и Царство Небесное, то благоухание жизни.

Все физические запахи являются образами и символами духовной реальности. Духовные запахи распространяются от бестелесных духов и зависят от их качества, от ткани их добрых или злых помыслов и чувств.

Письмо 160

монаху Савве, о нападках на монашество

Говоришь, нападают на вас, монахов, многие нападают. Одни потому, что не смеют нападать ни на кого больше и знают, что вы не ответите им и жаловаться не будете. Другие потому, что хотели бы все свести к материи и поставить на службу плоти. Наконец, третьи просто потому, что не выносят незыблемости церковного устава. Они с удивлением смотрят, как в нынешнем водовороте бесконечных перемен неизменной остается только Церковь Христова: стоит она, как скала в море, о которую разбиваются все волны. Оставим в стороне личные нападки: терпеть и спасать терпением душу – это монашеский обет. Претерпевший же до конца спасется,– сказал Тот, Кто все знает и видит [265].