Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Оставьте недостойные и мелкие мысли славян-язычников. С такими мыслями они были дикарями и остались бы дикарями еще тысячи лет. Так же как бабочка снова не станет гусеницей и не вернется в оболочку, из которой вылетела, так и нам нет возврата в истлевшую оболочку древней языческой веры.

Да просветит и освятит Вас Христос.

Письмо 171

врачу Т., о действии Промысла

Пишете о том, что давно заметили действие Божиего Промысла в своей жизни. Вы видите его не только в значительных или тяжелых событиях Вашей жизни, но и в совсем небольших и, на первый взгляд, незначительных. Вы приводите пример, который я, с Вашего разрешения, представлю здесь. Вас хотели сместить с должности, которую Вы занимали много лет, но Вы от всего сердца молились, и все закончилось тем, что Вам было дано более высокое назначение. Вы приводите и другой пример, который может быть полезен всем читателям этой книги.

Вы со своим маленьким сыном собирались в дорогу. Соседка уговорила Вас взять с собой зимнее пальтишко, чтобы передать ее сыну. Против своей воли и не желая с ней спорить, неохотно взяли Вы на себя эту почтовую обязанность. После нескольких часов езды погода изменилась и резко похолодало. Ваш мальчик сильно замерз. Вы вспомнили о пальтишке, которое дала Вам соседка, развернули его и накрыли им своего мальчика. “Милостивый Господи,– воскликнули Вы тогда,– как дальновидно око Твое и как велика милость Твоя к нам, недостойным!” – и с чувством благодарности Богу и внутреннего стыда перед той матерью Вы с ребенком благополучно добрались до места следования.

Профессор Михайло Пупин, наш славный земляк и ученый, оказавшись в Америке, много рассказывал о том, как всюду в своей жизни он видел перст Всемогущего. Великий поэт и владыка Петр Негош постоянно чувствовал себя “под влиянием тайного Промысла”. А псалмопевец, перечисляя все благодеяния Божии к своему народу, восклицает: Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей (Пс. 65, 16).

Мир Вам и Вашему дому.

Письмо 172

одному ремесленнику, об истинном господстве

Спрашиваешь меня, как тебе сделать своего сына господином? Чтобы “не мучился он так, как я мучился всю свою жизнь, а я много страдал и мучился, но сохранил веру и благочестие”,– так ты пишешь.

Человече Божий, да ты самый настоящий господин, ибо в христианском смысле настоящий господин тот, кто сохранил господскую душу во всех испытаниях и страданиях; а в мирском, языческом восприятии господином считается тот, кто каждый день подвергает свою душу опасности внешним господством – властью, богатством и славой. Истинное же господство в нас, а не на нас. Обеспеченность при праздности – гарантия гибели души и разложения личности.