Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 186

вдове Д., о победе над злом

Есть только один способ победить зло, и Вы успешно его испробовали. Своим честным трудом Вы содержите себя и четверых детей. Но вот Вы не смогли оплатить жилье, и хозяин пришел описывать вещи. Дети плакали, Вы замерли в страхе. Когда хозяин понял, что всех вещей не хватит, чтобы покрыть долг, он стал страшно кричать на Вас. Тогда Вы сняли с шеи ожерелье, память о муже, его подарок на венчание, достали часы, которые Ваш отец завещал старшему сыну. “Возьмите и это”,– сказали Вы хозяину. Сердце его дрогнуло: он ведь тоже человек. И он ушел, бормоча: “Живите, когда сможете, заплатите”.

Вы поступили по слову Христа: не противься злому [286]. Подобное произошло во время австрийской оккупации в деревне Сибница. Жил там один Божий человек, дядя Фоджа. Когда солдаты хотели сжечь его дом и приказали ему вынести из дома свои вещи, он не пошел в дом, но принес из сарая дрова. На вопрос солдат, зачем он это сделал, он кротко ответил: “Чтобы помочь вам поджечь дом”. Дрогнуло сердце оккупантов: ведь и они люди. Они развернулись и ушли. Остался невредим дом человека Божия.

Благословение Божие Вам и Вашим детям.

Письмо 187

Братству святого Стефана, о Благом дне

С Рождеством Христовым, чада Божии! Вот и наступил Благой день. Наш народ называет Благим днем каждый большой церковный праздник. Рождество – первый христианский Благой день, который осветил своим светом детей Адама и внес радость в их души, первый сладкий день после многих горьких дней безбожия.

Рождество – Благой день прежде всего из-за того, что в этот день пришел в мир благий Царь. Города вписывают в каменные летописи зданий и памятников дни, когда посещали их земные цари. А мы впишем в сердца свои день посещения Царя Небесного. Дерево истлеет, камень разрушится, а то, что хранится в сердце, преодолеет смерть и обручится с вечностью. Святые люди вспоминают имя Царя Христа так же естественно, как дышат. Когда звери растерзали святого Игнатия в Колизее, сердце его было найдено невредимым, и на нем были как будто вырезаны две буквы И(исус) Х(ристос).

Рождество – Благой день и из-за явленной Христом жизни вечной. До этого дня лишь крошки падали в мир, чтобы напомнить людям о трапезе небесной жизни. Люди судорожно хватали их, не зная, ни откуда, ни от Кого они. Христос пришел в мир, чтобы открыть людям неиссякающую трапезу жизни и позвать их на вечный пир. И каждый, кто принял приглашение и поверил Непогрешимому, начинал чувствовать голод полноты жизни, голод Божественной обильной трапезы жизни. Когда святому мученику Зиновию предложили выбирать между жизнью и смертью, он ответил: “Жизнь без Христа не жизнь, но смерть, а смерть ради Христа не смерть, но жизнь” (Пролог, 30 окт.).

Рождество – Благой день и из-за явленной во Христе любви. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими,– пишет видевший Христа (1 Ин. 3, 1). До явления Христа человеческий род не знал о любви Отца к детям и детей к Отцу. Но с рождением в нашем мире Сына Божия Единородного открылись человеческие глаза на единого Родителя Небесного и на Его, до той поры не познанную, любовь небесную.

Наконец, Рождество – Благой день, ибо с явлением Сына Божия – Царя и Слуги, Господина и Мученика, Любящего и Гонимого, Распятого и Воскресшего – открылись людям сила, и мудрость, и благодать, и полнота других Божественных даров.