Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Да откроет и Вам Господь зрение духовное, да видите все блага, явленные и принесенные нам рождением Сына Божия.

Письмо 188

Братству святого пророка Исаии: “Исаие, ликуй!”

Почему это песнопение поется при венчании и при преломлении славского хлеба? Думаю, что смысл его Вам известен. Да ликует пророк Исаия об исполнении своего пророчества. Пророческое слово, которое произнес Исаия перед царем Ахазом и всем народом, гласит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Еммануил означает “с нами Бог”. По-сербски это имя звучит – Манойло. Рождение Христа от Девы и Духа – самое святое рождение из всех рождений, совершившихся на земле. Через него явилась тайна любви Божией к людям: Господь облекся в человеческую плоть, чтобы спасти людей. А поскольку брак предназначен для чадородия, то поется песнопение: “Исаие, ликуй”, чтобы напомнить жениху и невесте о чистоте и святости брака, о Промысле Божием, по которому рождаются дети. Чтобы супруги имели страх Божий и духовное и нравственное значение брака ставили выше телесного.

Крестная Слава – это церковный обычай нашего народа. Почему при преломлении славского хлеба поется: “Исаие, ликуй”? Думаю, потому, что Христос Себя назвал Хлебом: Я есмь хлеб жизни [287]. И еще: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51). При преломлении славского хлеба – хлеба земного – Церковь спешит напомнить нам о Хлебе жизни – о вечно живом Спасителе Христе, напомнить нам о пище духовной.

В обоих случаях таким образом Церковь хочет возвысить наши мысли от телесного к духовному. В первом – от телесных уз к узам, связующим душу с Богом, во втором – от телесной пищи к духовной.

Мир вам и радость от Еммануила.

Письмо 189

Аджему С., об алчущем Христе

Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть,– скажет Господь на Страшном Суде милостивым [288]. Ты удивляешься, читая Евангелие: когда Господь алкал на земле? Он говорит это не только о времени Своего телесного пребывания на земле, но о всех временах, до конца. И не только о милостивых людях того времени, но о милостивых всех времен. Он и ныне чувствует голод алчущих, как Свой голод. Он голодает в каждом нищем на земле, в каждом сироте, в каждом отверженном и презренном. Их голод – Его голод. Пусть они отвержены миром, но они Богом избраны, чтобы испытывать сердца богатых. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [289]. Он, великий и неисчерпаемый, отождествляет Себя с самыми бедными и слабыми в этом мире, называет их Своими братьями, чтобы умягчить сердца богачей и привести их ко спасению. Ибо с помощью слабейших Он хочет спасти сильнейших мира сего. Таков Его путь спасения людей. За беззащитными – Его могущественная рука. Он хочет, чтобы все зависели друг от друга и помогали друг другу. Но тот, кто дает, пусть дает со страхом, как будто опускает в ладонь Самому Христу. Подающий пусть подаст ради Христа, а приемлющий да приемлет ради Христа, чтобы благословение Божие имели и тот, и другой, но слышнее Творцу молитва нищего.

Когда подаешь бедному, скажи: помолись обо мне Господу Иисусу Христу!

Мир тебе и радость от Господа!