Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 190

молодому наследнику, о последнем желании

Пишешь о смерти своего отца. Он был известным и состоятельным человеком, имел много влиятельных и богатых друзей. Но перед смертью он не хотел видеть никого из них. Он часто просил позвать к нему сапожника Крсто. А этот Крсто не имел ничего, кроме душевной доброты и чистой веры. Когда он приходил, умирающий ничего не говорил ему, он просто брал его за руку и молча держал ее. Если же приходил кто-то из его прежних состоятельных друзей, отец только махал рукой, чтобы тот ушел. Ты спрашиваешь, что это значит.

Это значит, дитя, что человек перед смертью не лукавит. Он не дает лицемерию касаться его души. При разлуке с этим миром душа ищет в нем лучшего. А лучшее –доброта и вера. Яко лучши милость Твоя паче живот,– говорит пророк (Пс. 62, 4). Правда, он обращается к Богу. Но доброта Божия светится и в человеке. Склонись над одром умирающего и назови ему имена великих земных царей, завоевателей, ученых, художников – и увидишь, что ничего, ничего не говорят ему их имена. Они далеки от души его, как давно забытый сон.

Одному умирающему правителю рассказывали о подобных ему великих людях, он со вздохом сказал: “Не говорите мне о тех, кого оставляю, расскажите о тех, к кому иду”. А другой умирающий, известный русский князь, грозно крикнул льстецам, которые продолжали льстить ему и в смертный час: “Довольно, прошло то время, сейчас говорите о тех, кто лучше меня!”.

Перед лицом смерти человек искренен и прежде всего ищет огонька доброты, чтобы он осветил, ободрил и обогрел его.

Письмо 191

богослову К. И., о врагах веры

Чего ты испугался? На твое богатство нищие восстали, а тебе стало страшно? Так всегда было: бедные на богатых косо смотрят. Твоя вера охватывает все: небо и землю, жизнь и истину, справедливость и радость, свет и Ангелов. А кто не имеет этого, восстает на тебя, обладателя сокровищ. Если бы они против себя восстали и хотели, подобно тебе, стать духовно богаче, мы бы радовались. Но нет. Они хотят, чтобы ты стал таким же нищим.

Разница между бунтовщиками против материально богатых и против богатых духовно в том, что первые хотят отобрать и присвоить, а другие хотят отобрать и выбросить. Первыми часто руководит нужда, иногда зависть, а вторыми – всегда одна только злоба. А злоба питается тьмой неведения и носит свое наказание в собственных недрах. Если отвечаешь злому ненавистью, вдвойне его казнишь; если боишься его, себя казнишь. Не страшитесь ни в чем противников,– учит нас апостол,– это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога (Флп. 1, 28).

Всевидящий видит и тебя, и твоих врагов, Он ежеминутно смотрит на вас, с утра до вечера и с вечера до утра. Помни о Всевидящем и не убоишься. Один мужественный молодой человек писал мне, как он борется с искушениями: “Когда я думаю, что Господь со мной рядом,– говорит он,– нисколько не страшусь врагов, но стоит моей мысли удалиться от Бога, страх охватывает меня”. Овца чувствует себя в безопасности рядом с пастырем. Прильни ближе к Пастырю доброму, ко Христу. Молись Ему, чтобы Он не оставил тебя. Молись ему, чтобы открыл зрение и сердца врагам веры, чтобы прозрели и поняли, что они враги только самим себе и никому больше, чтобы прозрели и увидели единственное свое спасение.

Мир тебе от Господа!