Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

виноделу С., о брате

У тебя есть единственный брат, один-единственный. И от него ты сейчас отказываешься. “Не брат он мне,– говоришь,– не брат!”. Действительно, большое преступление он совершил. Пробрался в дом старика, убил его, а деньги украл. Суд приговорил его к смерти. Сейчас он в тюрьме ждет своего последнего часа. Он писал тебе письма из заключения и просил тебя по-братски простить его. Он просил тебя после его смерти молиться о нем и служить панихиды, просил похоронить его рядом с могилой родителей. А что ты на это? Ты гнушаешься им, не отвечаешь на письма, не приходишь к нему, даже имени его не произносишь. “Он запятнал мою честь”,– говоришь ты во всеуслышание.

Время не думать о себе, и тем более о чести, а о брате, который погибает и просит тебя о помощи. Если кто-то тонет в мутной воде и бьется, борясь за жизнь, и забрызгает стоящего на берегу, должен ли тот с обидой отвернуться от утопающего? Знаешь, что сказал Господь? – Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

Твой брат совершил зло, и за это зло он скоро понесет от людей наказание самое тяжелое, какое может быть. И он не уклоняется от наказания человеческого – он боится наказания Божия и поэтому кается пред Богом за свой грех, и плачет, сидя в тюрьме, и заклинает тебя прийти, чтобы проститься с тобой. Он знает, что никто на свете не простит его, если брат не простит. Он хотел бы уйти из этого мира хотя бы с одним прощением. И ты ему в нем отказываешь. Почему? Из-за честолюбия! Но знай, что на святых небесах его искреннее покаяние может стоить много больше, чем вся твоя праведность. Христос помиловал разбойника на кресте. А как ты думаешь причащаться и соединиться со Христом, если ты так далек от милосердия Христа?..

Недавно в наших краях за тяжкое преступление был казнен один человек. Он, плача и рыдая, глубоко и искренне каялся в совершенном преступлении. Он так горячо молился, следуя к месту казни, кланялся людям, восклицая: “Простите меня, братья, простите!”, что все, глядя на него, плакали. Много раз целовал он руку священника и крест, с дрожью умоляя: “Отче, молись обо мне, молись, чтобы Господь простил меня!”. Некоторые из присутствовавших рассказывали потом, что чувствовали, будто провожают в иной мир не преступника, а святого! Такое искреннее, глубокое покаяние может мгновенно изменить внутреннее состояние человека.

И твоего брата переродило покаяние. Прошу тебя и я: пойди и помоги ему до конца покаяться. Не осуждай осужденного, не презирай покаявшегося. Будь милостив к брату своему. Ваши родители ждут его в ином мире не как разбойника, а как свое чадо. Не оскорбляй родителей своего брата. Посети его в темнице, как будто посещаешь Христа. И Христос посетит тебя с богатыми дарами.

Мир тебе и брату твоему.

Письмо 205

брату И., о слезах Христа

Да, действительно Господь наш Иисус Христос плакал, и то, что тебя трогают Его слезы, говорит о твоей милостивой душе. Эти слезы приносили очищение многим. Христос плакал и о друзьях, и о врагах Своих. Он плакал об умершем Лазаре, плакал об Иерусалиме, предвидя скорое его разорение. Иисус прослезился,– написано в Евангелии (Ин. 11, 35), и еще: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем (Лк. 19, 41). В обоих случаях Он плакал о людях, в обоих случаях это плач любви. Ибо, в то время как люди оплакивали смерть Лазаря, Господь плакал не потому, что Лазарь умер (се, пришел воскресить его [296]): Он плакал из-за тирании смерти, которая довлела над народом.

В другом случае Господь плакал об Иерусалиме, Святом Граде, прозревая его разорение и угнетение и плен детей его. Почему? Из-за несправедливости человеческой к праведникам, к Нему, Праведнику над праведниками. Из-за того, что язва неправедности разъела сердца и души людей, созданных праведным Богом. Смотря на него (на Иерусалим), заплакал о нем,– там заплакал над уже умершим, здесь над еще не рожденными. Апостол Павел напоминает нам и о третьем случае, когда Господь горько плакал о всем роде человеческом, прошедшем от начала до конца времен (см.: Евр. 5, 7–10): это было в Гефсиманском саду во время Его тяжкого борения, когда был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 44).

Эти случаи известны и описаны. А как Господь проливал слезы о роде человеческом в уединении, втайне, в ночных молитвах ко Отцу Своему, об этом знают только небесные Ангелы, которые, как воинство Царя, охраняли Его. И всегда Господь плакал не о Себе, но о людях. Эти пречистые слезы Господа – жертва за очищение и спасение рода человеческого, так же как и Его Кровь, пролитая на Кресте. Да поможет нам Господь, в память о Его святых слезах, быть лучше и ближе к Нему.