Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма
Письмо 208
Джордже П., о молитве “Господи, помилуй!”
Хочешь узнать об употреблении и о силе этой молитвы? Произноси ее о себе и о других. Вопи, как слепой Вартимей: “Господи, помилуй мя!” [298]; вопи с десятью прокаженными: “Господи, помилуй нас!” [299]. Молись о себе, молись обо всех.
Молюсь Тебе, Господи, о себе, в немощах рожденном: Господи, помилуй мя! – и обо всех, в немощах рожденных: Господи, помилуй нас!
Пленился я миром и нарушил закон Твой животворящий: Господи, помилуй мя! И молюсь обо всех, закон Твой нарушивших: Господи, помилуй нас!
Еще сегодня-завтра я гость Твой в этом мире и скоро прейду, как тень, и примкну к ушедшим: Господи, помилуй мя! И обо всех, в вере умерших, молюсь Тебе: Господи, помилуй нас!
Господи, помилуй власть имеющих, трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности превратиться в насильников.
Господи, помилуй богатых: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности превратиться в развратников.
Господи, помилуй бедных и сирот: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности впасть в отчаяние.
Господи, помилуй богатых светским знанием: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности обожествить себя и о Тебе забыть.
О ком бы ты ни вспомнил, стоя на молитве,– о мертвых или о живых, воздохни: “Господи, помилуй!”.
Если о враге вспомнишь, скажи: “Господи, помилуй!”.
А какова сила этих слов, скажет тебе слепой Вартимей: слеп был и прозрел!
Скажет тебе прокаженный: “В проказе был и очистился!”.
Скажет тебе одержимый: “Безумен был и вразумился!”.
Скажет тебе расслабленный: “Болен был и исцелился!”.
Скажет тебе умерший: “Мертв был и ожил!”.
Скажут тебе апостолы: “Буря была и прошла!”.
Скажет тебе грешница: “Грешила и прощена!”.
Скажет тебе разбойник на кресте: “Беззакония творил и первым в раю обрелся!”.
Письмо 209
рабочему Матии С., о человеческом братстве
Пишешь мне, что мир страдает и, отчего страдает, не знает. Если мир не знает, знает Церковь Божия. Миру тяжко от разобщенности людей. Утрачено родство человека с человеком, и люди ведут себя враждебно и холодно. Слова “гражданин”, “сотрудник”, “партнер”, “товарищ” вытесняют слова “брат” и “братство”. В России, в которой, как нигде, человек часто называл другого братом, сейчас зовет – товарищем. Людям кажется, что это шаг вперед, а не назад. Шагом вперед можно было бы считать обретение родства, более глубокого, чем у наших дедов и прадедов, и человеческих взаимоотношений, основанных на нем.
Спаситель сказал: все же вы – братья (Мф. 23, 8). Вы братья, потому что имеете одного Отца, Иже на небесех, вы будете братьями и останетесь ими до тех пор, и только до тех пор, пока признаёте единого Отца. Ибо братство зависит от отцовства. Если нет отца, нельзя говорить о братстве, и, как только отрицается общий отец, неизбежно отрицается и братство. Тогда братство заменяется товариществом, на котором невозможно удержаться долго, не удаляясь друг от друга все больше. Товарищ – чужак, случайный попутчик, но не брат. Когда Иуда предает Христа целованием, Господь обращается к нему: друг [300],– а остальных учеников Своих на Тайной вечери [301] и по воскресении на берегу Геннисаретского озера называет Он детьми [302].
Люди страдают от разобщенности, и больше ни от чего. Современный человек отчужден от ближних и не может называть их братьями. Человек одинок. Человек осиротел, ибо если нет родных на небесах, нет их и на земле. Не помнящие родства братья делят земное благо и никак не поделят. Враждующим кажется несправедливым любой раздел. Признание единого для всех Отца, восстановление братства между людьми – вот что можно было бы считать шагом вперед. Этого ждет Отец Небесный от Своих детей. Он и сейчас мог бы посетовать, как когда-то: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1, 2). Блаженны сохранившие верность, ибо они никогда не будут одинокими, сиротами без Отца и братьев. Блаженны они, ибо познают родство людей Божиих, которое выше братства. Познают единство во Христе. Это высшее родство есть единство, подобное единству Бога в Троице,– нераздельное и неслиянное единство. Чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11) – вот последнее желание Христа. Об этом говорит Сын Отцу Духом Святым. Вот вершина родства людей, вершина совершенства. Вот конечная цель, и, только стремясь к ней, люди без сомнения и лжи могут сказать, что идут вперед.
Мир тебе и благословение Божие.