Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 213

состоятельной женщине, о безработном

Недалеко от Вас живет один “трудолюбивый, честный и надежный работник”, так Вы сами пишете о нем, но сейчас он остался без работы и без хлеба. Вы спрашиваете, можем ли мы ему помочь. Можем помочь, и поможем. Но почему бы Вам не помочь ему от избытка средств? Вам представилась чудесная возможность исполнить евангельскую заповедь – накормить алчущего. Почему Вы уступаете ее другому и предлагаете другому спасение души, которое Вам Богом послано? Этого человека отделяют от нас сотни километров, а от Вас – сотня метров. “Он досаждает мне своими просьбами”,– говорите Вы. Поверьте, и Господу досаждают богатые, которые получают, не желая отдавать. А того горемыку съедают досада и стыд, который мучительнее любой досады, оттого что он вынужден стучать в чужие двери и побираться.

Не просим ли мы каждый день Отца нашего Небесного о хлебе насущном [308]? Но, как только получим его, говорим: “Мой хлеб!”. Разве это по-христиански? Разве за это Господь пошел на крестные муки? Нет, конечно. И когда человек просит хлеба, он это делает по своему христианскому праву, а когда имущий подает, подает по христианскому долгу. Ибо заповедь о помощи нищим так же строга, как и заповедь: Не убий [309]. Исторический опыт нас учит, что лучше дать, пока голодный просит, чем ждать, пока он станет отнимать. Не исполненный одними долг вызывает у других желание завоевания своих прав. Помните о словах Божиих: Отче наш и хлеб наш, и, когда познаете всю их глубину и силу, Вам легче будет спасти и свою душу, и жизнь Вашего “трудолюбивого, честного и надежного”, но голодного соседа.

Письмо 214

К. П., о познании Христа

Вы были очень рады, что Ваш сын выучился за границей, что был одним из лучших студентов, получил блестящее образование и диплом с отличием. Но вдруг Ваш ученый и образованный сын посмеялся над Вами в день Вашей Крестной Славы, тогда Вы и Ваша супруга испытали легкую боль, словно от укола иголки. Он ничего не сказал, просто усмехнулся, когда Вы зажгли праздничную свечу. Потом он ушел из дома и вернулся, когда празднование было закончено. И ничего не сказал Ваш сын… только усмехнулся, но эта усмешка открыла Вам всю пустоту души Вашего сына. Вы с супругой молча переглянулись, и боль пронзила ваши сердца.

С каждым днем Вы убеждаетесь в том, что душа сына не имеет духовного центра и нравственного стержня. Вы опасаетесь говорить с ним на эту тему, потому что чувствуете, что он уже начал слегка презирать Вас и больше не признаёт Ваших правил и жизненных ценностей. Вы просите меня написать ему. Я хочу помочь Вам, и вот мое письмо.

“Молодой человек, позволь мне рассказать тебе одну историю. Когда-то двое близких друзей были вынуждены расстаться и разъехаться по разным городам. Прошло время, и снова они встретились. Они рассказывали друг другу о тех городах, в которых живут. Но один не хотел поверить другому и настаивал на своем мнении о том городе, в котором никогда не был, всячески уничижая его. Непонятый друг огорчился и умолк.

Ты поступил со своими родителями, подобно тому обидчику. Ты жил в неком граде Знания, и они слушают твои рассказы о нем и верят им. А когда они рассказывают тебе о своей жизни в граде Добра, ты презрительно усмехаешься и обличаешь их, как лжецов. Разве это достойно образованного человека – считать свой опыт истинным, а чужой ложным? Хороши твои знания, но доброта лучше знаний, и твои родители обладают лучшим. Учился ты у иноземцев знаниям, теперь научись у родителей доброте. Приведи знания в согласие с добротой, но так, чтобы доброта господствовала над знаниями и руководила ими.

Над всеми человеческими науками стоит важнейшая из наук – наука Господа нашего Иисуса Христа: в ней заключены истинное добро, имя которому – любовь, и высшее знание, имя которому – мудрость. Вот как говорит апостол: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса (Флп. 3, 8).

Чем больше мирских знаний без святого знания Божией науки, тем больше вред. И чем больше мирское богатство без богатства небесного, тем больше опасность. Ибо один только Христос может сохранить эрудита от злоупотребления знанием и богатого от злоупотребления богатством.

class="postLine">Вспомни славного ученого, который сказал: “Все мое знание словно капля в океане”,– будь скромнее и поцелуй руки родителям, чтобы пребыть тебе в добре и жить долго [310]”.