Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 216

священнику Аврааму И., о принятии Христа

Одни принимают Его, другие отвергают. Вас, честный отче, это удивляет: Он должен был бы навязать Себя всем, чтобы все Его приняли. Но чем бы Он тогда отличался от римских кесарей, египетских фараонов или современных тиранов? Он пришел не для того, чтобы уничтожить самое драгоценное в человеке и в Нем Самом. Христос не хотел силой покорить чужую волю Своей, Он хотел добром склонить человека к принятию Царства Небесного. Господь проявил Себя как пастырь, добрый пастырь, который не кнутом гонит овец своих, но идет впереди и зовет их за собой. Овцы Мои, говорит Он, знают голос Мой и за Мной идут [312]. А те, кто не слушается голоса Его, поворачивают назад или сбиваются с пути и блуждают по бездорожью. Как тогда не все захотели пойти за Ним, так и теперь не все хотят. Об этом разделении свидетельствуют евангелисты: и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них (Лк. 4, 42). А в другом месте говорится обратное: И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 37). Ведь Он исцелил одержимого бесами человека ценой их свиней; и о свиньях они сожалели больше, чем о человеке.

Так было тогда, так остается и поныне. Он разделяет людей на два лагеря: кто-то становится справа, кто-то слева. Кто-то ценит человека выше всех сокровищ, а кому-то свиньи дороже человека. Первые слушают глас Его, как глас Пастыря, и удерживают Его, чтобы не уходил от них. Вторые не слушают Его, не следуют за Ним и с гневом изгоняют, как угрожающего их меркантильным интересам.

Блаженны те, кто и тогда, и ныне слышит Его и идет за Ним, ибо идет в вечное Царство. Блаженны и Вы, честный отче, и прихожане Ваши, что слышите глас Господа Иисуса Христа и следуете за прозорливым Пастырем по истинному пути в Царство Небесное и жизнь вечную.

Письмо 217

православному П. Т. из Лозницы, о сектантской милостыне

Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому, что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами.

Не ради Христа дают, а ради личной прибыли. Они превратили веру в торг, и ты готов стать товаром.

Турки сулили воеводе Анто несметные сокровища, чтобы он отдал им Лозницу, но он не предал свой народ. Не отдал достоинство за похлебку. И никто из твоих славных предков не поступал, как Исав, но все они, подобно Моисею, лучше захотели страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почитали большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (ср.: Евр. 11, 25–26).

Знай, что таков обычай еретиков и раскольников – внешне казаться милосерднее православных. Даже царь Юлиан Отступник, отступивший от Христа, став язычником, щедро раздавал милостыню и похвалялся, что он милосерднее христиан. Но христиане не принимали его милостыни, считая ее нечистой. Все, считающие себя христианами, должны стараться превосходить в милосердии иноверцев и еретиков, чтобы не позволить им соблазнять людей мнимым милосердием.

Бойтесь сектантов, дары приносящих, бегите от них как от огня. Они дают материальное, чтобы отнять духовное: бесплатными брошюрками они расшатывают совесть, подачками создают в народе раскол, отторгая некоторых от их единоверных братьев.