Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Знаешь ли ты, как легко задавать несообразные вопросы и ждать ответ? Лукав твой вопрос, но лукавство это не от тебя, а от тех, кто ведет непрестанную борьбу с христианством.

Да, это правда. Один у нас Спаситель и Мессия, Который претерпел за нас крестные муки и смерть – начальник и совершитель веры Иисус (Евр. 12, 2), и другого нет. Но правда и то, что Богородица может спасать людей от бед и грехов, о чем свидетельствует опыт Церкви. Она может даровать спасение, вымолив его у Сына Своего, Спасителя мира.

Молимся мы святым апостолам: святые апостолы, спасите нас! Но этими словами мы признаем не существование многих спасителей. И молимся апостолам, чтобы они, как духовно более просвещенные и более достойные и близкие Богу, вымолили нам спасение у единственного Спасителя.

И святителю Николаю молимся: святый отче Николае, моли Бога о нас! Но мы не признаем в нем спасителя, равного Христу, и не отступаем от истины о единственном Спасителе, а молимся святому Николаю или другим святым, чтобы спасли нас, вымолив у Христа милость.

Ибо веруем в Отечество Божие, в семью Христову, духовную и святую, прославленную и бессмертную. А всякое плотское родство на земле есть только символ и образ небесного, Божественного родства.

Мир тебе и радость от Христа воскресшего.

Письмо 226

неразумному читателю, о небесной милости

То, что ты читаешь в Священном Писании, превосходит твое понимание. Милость небес к тебе несказанна, а ты ропщешь, говоря: “Почему Господь взял у меня единственную дочь?”.

Безгранична милость небесная, а ты спрашиваешь, искушая, милостивы ли небеса, если солнце жжет посевы, вода заливает, черви подтачивают корни, моры уносят миллионы жизней. Почему? Потому, что люди в безумии и злобе отвращаются от небесного благого закона и срываются в адскую пропасть; и необходимо их остановить, отрезвить и спасти.

Знаешь ли ты историю об отце, который из любви отсек руку собственному ребенку? Разбойники украли ребенка. Отец, схватив нож, погнался за ними. Он догнал их у самых ворот убежища, когда они уже через порог затаскивали ребенка к себе. Без колебаний отец замахнулся, отсек ребенку руку и убежал с ним домой. Скажи: что лучше, спасти однорукого ребенка или дать разбойникам изрубить его всего на части?

Непостижим Творец в милости Своей. Разве постижимо то, что сказал Он на Кресте: Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят [318]. За Господом, в милосердии, следуют Ангелы. Они неустанно трудятся над спасением доверенных им человеческих душ.

Слышал я такую историю. Разбойник хотел убить священника, уже прицелился, крикнув ему: “Девяносто девять попов я застрелил; ты будешь сотым!”. Священник сказал, что он готов к смерти, но попросил у разбойника воды. Разбойник принес, но, пока священник пил воду, умер разбойник. Тогда бесы стали бороться с Ангелами за его душу. Бесы насчитали 99 убийств и множество других грехов, но Ангелы сказали им: “Во-первых, он исповедал убийства перед священником и напоил жаждущего”, и еще немало добрых, хотя и случайных дел напомнили Ангелы бесам, и бесы отступили. А ты спрашиваешь: где же милость небес? Воистину, небеса и на тебе показывают милость свою, если терпят тебя, хулителя, терпеливо ожидая твоего покаяния.