Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 234

профессору Иоанну П о молитве об умножении любви и искоренении злобы

Вы бы хотели, чтобы Церковь составила некую особую молитву для потребностей нынешнего времени и современных людей. Вы бы очень хотели этого, и желание Ваше похвально. Но разве есть для людей что-то важнее святой и чистой любви? Знайте, что в Церкви уже есть такая чудесная молитва, она уже написана: это молитва об умножении любви и искоренении ненависти. Я перевел ее и в сокращении посылаю Вам.

“Господи Боже наш, призри милостиво на иссохшую без любви и заледеневшую от ненависти, самолюбия и беззаконий бесчисленных землю сердец наших. Пролей каплю благодати Твоего Духа Святаго, ороси ее обильно, да будет плодоносной, да из пламени любви к Тебе произрастут страх Твой – корень всех добродетелей, нелицемерная любовь к ближнему, искоренение всех страстей, многоразличных зол и лицемерия. Усердно молимся Тебе, Человеколюбче, услыши нас и помилуй!

Обнови заповедь Твою, Господи, которую дал Ты ученикам Своим: да любите друг друга [326], обнови ее истинной благодатью Духа Твоего Святаго в душах и сердцах наших, дабы поспешили мы угодить Тебе и ближним спасения нашего ради. Молимся Тебе, Благоподателю, услыши и призри на нас милостиво.

Да усовершимся в любви Твоей, Боже наш, да имеем любовь нелицемерную к ближнему своему, понуди нас, Господи, благодатью Духа Твоего. Воспламени души и сердца наши любовью к Тебе и братьям нашим. Молимся Тебе: услыши нас, яко благ и Человеколюбец, и помилуй нас!”.

Бог Вам в помощь!

Письмо 235

человеку, который не видит себя: о страстях

Люди указали тебе на твою постыдную страсть, но ты не поверил. Почему не поверил? Разве не знаешь, что уродство нашего лица со стороны виднее? Глаз видит все вокруг себя, а себя не видит. Другим наше лицо видно без зеркала, а нам только в зеркале. Наше зеркало – Христос. Посмотри на Христа, вглядись в Него, словно в зеркало, и задумайся: стал бы Он делать то, что делаешь ты? Конечно, нет. Зеркало дало бы тебе отрицательный ответ, то есть оно показало бы твое душевное уродство.

Пьяный человек всегда доказывает, что он трезв и знает, что говорит. Хвалящийся не сознает, что хвалится, и обижается, когда ему говорят: не хвались! Не случайно сказано, что страсть слепа. Воистину, это слепая сила, влекущая человека в пропасть.

Нужно увидеть и признать свою страсть, говорят моралисты. Но разве этого достаточно? Пока человек не убоится и не возненавидит свою страсть, как телесную болезнь, не сможет исцелиться. Пусть каждый представит свою страсть подобно телесной болезни. Это важно для исцеления. Например, славолюбие как воспаление легких, блуд как рак, упрямство как туберкулез, зависть как холеру, пьянство как тиф, чревоугодие как оспу, тщеславие как ревматизм, гордость как паралич. Тогда, может быть, человек воскликнет, как некогда пророк Исаия: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 6). Или как апостол: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? [327]

Избавит, и излечит, и помилует только Тот, Кто один взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17).