Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма
Мир тебе и радость от Господа.
Письмо 240
поэту С. С., о том, как люди умирают
Часто смерть человека бывает похожа на самого человека. То есть какова его жизнь, такова бывает и его смерть. Как правило, убийца принимает насильственную смерть: кто поднимет меч, от меча погибнет [328].
Недавно умер один мой знакомый старый священник. Он не болел, в субботу вечером служил молебен о больных, а наутро, в воскресенье, упокоился. Он всю жизнь был тихим и кротким, такой была и его смерть. Он был великим молитвенником и с молитвой простился с этим миром.
И в твоем случае смерть похожа на человека. Ты описываешь смерть своего кума. Твой кум был неверующим и поносил святыни. Бога не боялся, о душе не заботился. Говоришь, что ничего на свете он не боялся, кроме старого, заброшенного колодца на окраине города. Он часто говорил о нем со страхом и дрожью. Этот колодец словно притягивал его, он часто подходил к нему и заглядывал в его мрачную глубину. А иногда говорил: этот колодец будет мне могилой! Что же случилось? Он вдруг пропал из дома; никто не знал, куда он ушел. Кому-то пришло в голову пойти к колодцу: и там было найдено его мертвое тело. Народ потом говорил: “Судьба! Так ему было суждено! Он всегда это чувствовал!”. Если и судьба, то не от Бога, а по грехам его: Чего страшится нечестивый, то и постигнет его (Притч. 10, 24).
Приведу тебе еще пример. Один человек утаил чужие деньги и закопал их под липой в своем саду. С тех пор как он это сделал, он стал бояться той липы. Однажды он взял секиру и решил срубить ее, но не успел: в это время на него напали грабители и стали требовать денег. Он не дал денег, и его повесили на той самой липе. И снова подтвердилось слово Божие: Чего страшится нечестивый, то и постигнет его.
А ты радуйся о Господе.
Письмо 241
паломнику Савватию Н., о новых и старых ревнителях
Радостно мне, что Господь дал такое множество ревнителей вашему краю. Каждую субботу, закончив работы, они едут в дальние монастыри и церкви на молитву. А в понедельник – снова за свой крестьянский труд, радостные и отдохнувшие, как будто провели это время дома. Это действие Божией благодати. Два теплых желания согревают их сердца: первое – укрепить веру в своих душах, а второе – посеять ее, словно семя небесное, в душе ближнего. Слава Богу за это, слава Ему! И ничего лучшего я не мог бы посоветовать им, чем то, что апостол советует галатам: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем… доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 9–10). Делая добро, в ревности о добре да не унываем! [329]
Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи “для сирот Христа ради”. Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: “Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!” – постыдился человек и дал ему милостыню. И святой Серапион нисколько не жалел себя, когда нужно было утвердить людей в вере православной. Однажды он дал продать себя в рабство какому-то еретику-манихею, для того чтобы излечить его от ереси.