Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 251

святогорцу, об общежитии

Слышал я, слышал. Слышал и сербский народ и скорбит о том, что общежитие на Хиландаре снова подверглось разорению.

Но время покажет, может ли слепая сила одержать победу над светом святых Божиих. “Господь долго терпит, да больно бьет”,– говорит народная мудрость. А в Псалтири сказано: Врагу оскудеша оружия в конец [340].

Святой Савва следовал монашеским правилам святителя Василия Великого. А святой Василий писал о монашеском общежитии так: “Господь создал нас, подобно членам тела, чтобы мы нуждались в помощи друг друга. Ибо как можно упражняться в смирении, благочестии и терпении там, где нет тех, ради кого эти добродетели? Кому ноги омоешь? Кому будешь слугою? Как можешь быть последним из всех, если живешь один?”.

Если в наших крестьянских общинах существует идеальное общежитие, как не быть ему еще более совершенным среди монахов? Святая Гора должна научить мир тому, что духовное родство теснее и сильнее телесного. Если семейные общины могут жить общежительно, тем более пристало это братьям духовным. Братства святогорских монастырей могли бы принести большую пользу сегодняшнему враждующему и смятенному миру, если бы своим примером напомнили ему о первых христианах, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (Деян. 4, 32). Всем посетителям Святой Горы известно, насколько духовность в общежительных монастырях выше, чем в монастырях, не имеющих общежительного уклада.

Но Господь и Богородица помогут, и на Святой Горе монахи-духовники снова возобладают над монахами-законниками. Тогда Афон вновь обретет тот ореол истинной святости, которым он сиял во все времена, тогда снова он исполнится и преисполнится благодатью Божией и полнота благословения распространится на все земные народы. А нужно для того немного больше доброй воли, братолюбия и страха Божия.

Мир тебе и радость от Господа.

Письмо 252

крестьянину Миловану М., о дешевой книге

Тебя смущает то, что должно радовать. Тебя смущает, что Священное Писание стоит так дешево, дешевле всех остальных книг! Ты считаешь, что эту спасительную книгу необходимо сделать дорогой и редкой. Не знаю, как ты пришел к такому выводу, но христиане не смогли бы принять его. Разве ты не видишь, что в природе необходимое присутствует в изобилии? Воздух, свет и вода доступны всем живым существам без всякой платы. А если бы за эти три жизненно важных элемента взималась плата, жизнь многих оказалась бы под вопросом. Или, если бы сама земля не служила людям постелью, если бы человек мог найти покой и сон только в своей комнате, сколько бы людей погибло без сна и отдыха? Ведь и Спаситель наш часто отдыхал на траве и спал на земле. Или, если бы хлеб не был самой дешевой пищей на земле, сколько людей остались бы голодными?

Вот так и слово Божие: и слово Божие всюду присутствует и доступно каждому, как воздух и свет, вода, хлеб и земля. Вся природа есть слово Божие, выраженное в образах и доступное всем, кто захочет читать. Для чего же евангельское слово, слово жизни, должно быть утесненным, дорогостоящим и редким? Для чего, если оно нужнее, чем свет и воздух, вода и хлеб, так же как жизнь вечная важнее жизни преходящей? Господь сказал ученикам: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). Так пусть Священное Писание распространится по всему миру и будет доступно всякой твари Божией.