Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 255

Радое И., о сущности вещей

Сердито пишете, что, прочитав Священное Писание, не нашли в нем того, что искали. Если бы Вы искали ответа на вопрос о том, кто сотворил мир, Вы бы нашли его. Если бы Вы спрашивали, как был создан человек и какое достоинство уготовано ему, Вы бы нашли ответ. Если бы Вы хотели узнать волю Божию и то, что Господь требует от нас для спасения души, воистину бы узнали. Но Вам это не нужно. Вы искали ответа на вопрос, из какой праматерии сотворен этот мир. И в чем общая сущность всех вещей. Или из какого теста замешено все, что существует на свете. Но именно об этом напрасно спрашиваете. На этот вопрос Вам не ответят ни Священное Писание, ни природа. Ибо какая тварь может поведать, из чего сотворена, если человек, самая разумная тварь, не может сказать, из чего он создан?

Святой Василий Великий говорит: “Тот, кто рассуждает о сотворении мира, учит нас только одному: в начале сотворил Бог небо и землю [346], полагая, что довольно открыть, Кто сотворил и украсил землю, исследовать же, какова сущность земли, отказывается, как от работы напрасной и бесполезной”. И апостол Христов, обращаясь к Тимофею, говорит: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры (2 Тим. 2, 23). И правда, много, слишком много было ссор между людьми на протяжении истории: из чего сотворен мир, какова его основная материя и праматерия?

Священное Писание открывает нам полезное и целесообразное. Оно говорит, что мир сотворен Словом Божиим, что он образ и символ духовного мира, духовной реальности.

Письмо 256

скорбящей матери, о жестоких детях

Вы жалуетесь на своих детей, увы, на своих родных детей! Вы старались обучить их всему, нанимали учителей музыки и французского языка. И сейчас они не дают Вам покоя игрой на рояле и между собой говорят только по-французски, смеются, и Вы чувствуете, что они насмехаются над Вами и оскорбляют Вас. Недавно Вы попросили детей пойти с Вами на кладбище на панихиду по старшему сыну, погибшему на войне, но у них того и в мыслях не было: встав с постели, они уселись за рояль.

– Дети,– сказали Вы,– сегодня не время для игры: сегодня мы поминаем нашего Мирко.

– Вот мы и сыграем ему похоронный марш! – ответили они со смехом.

И Вы, рыдая, ушли, как говорите, “с могилы на могилу”.

Если бы в свое время Вы пригласили к своим детям доброго воспитателя, который учил бы их Закону Божиему! Вы бы имели сейчас детей, а не попугаев и обезьян, ибо и обезьян можно научить играть, а попугаев разговаривать, но Закону Божиему могут научиться только сыны и дщери человеческие.

Некогда одна русская дворянка пришла к преподобному Серафиму Саровскому и пожаловалась ему, что учителя плохо учат ее детей французскому, и спросила его, что ей делать. Ответил ей святой человек: “Ты, матушка, лучше научи своих детей Богу молиться, а французскому они потом легко научатся”.