Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

В Священном Писании сказано: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Притч. 6, 6). И к пчелам можно направить человека с ленивыми руками и с ленивым умом, чтобы научился трудолюбию, умеренности, порядку и предвидению. И еще чему-то великому, даже величайшему, что редко можно увидеть в природе в такой степени, как у пчел: это великое есть самопожертвование. За “народ” из своего улья каждая пчела всякую минуту готова положить жизнь. А самое великое общее самопожертвование показывают пчелы в роении.

Один знаменитый бельгийский писатель посвятил жизни пчел целую книгу. Вот что говорится в ней о пчелином роении: “Роение – это не просто переселение пчел, а жертва, сознательная жертва, которую нынешнее поколение приносит поколению будущему, сменяющему его”. Далее он продолжает: “Это не инстинкт, и даже не закон природы. Обычно законом мы называем то, что для нас необъяснимо, неважно, касается это пчел или людей…”. Но что же тогда? – Любовь и забота о маленьких пчелках, о новом поколении пчел. Ради этой любви старые пчелы роятся и покидают свой дом, где они прежде жили, оставляя его полным меда, и улетают неизвестно куда в поисках пристанища. Представь себе, как бы повели себя даже самые самоотверженные патриоты, если бы им сказали: покиньте родину ради молодого поколения, оставьте очаги и имения свои и уходите! Много ли найдется людей, без колебаний последующих примеру пчел?

И многое другое пишет о пчелах автор книги, чудеса из чудес: например, он рассказывает, что пчелы разговаривают между собой, устраивают собрания, поют песни – веселые и грустные, у них есть свои боевые команды; они издают множество тончайших, полных смысла звуков (Метерлинк, “Жизнь пчел”). А Вы знаете, что среди пчел нет “безбожников”. Больше того, некоторые с помощью пчел познали Создателя и Бога своего и чудесный Его Промысл о всякой твари.

Письмо 258

судье М. Д., о редком открытии

Пишете, что не верили в существование хороших людей, пока не оказались по делам службы в селе Ясеневе. В этом селе Вы встретились с группой людей, которые называют себя богомольцами. Все жители села православные. Но разница между богомольцами и их односельчанами в том, что богомольцы живут по канонам православной веры, в то время как другие, считающие себя православными, живут скорее как язычники. Первые пребывают в мире со всеми, вторые бранятся и судятся. Первые – в церковь, вторые – в кабак. Первые говорят о Боге и душе, вторые – о политике и судебных процессах. Первые соблюдают пост, вторые не различают ни дней, ни пищи. Первые празднуют церковные праздники и молятся, вторые – на охоте и партсобраниях. Первые говорят: “Нужно жить по заповедям”, вторые: “Надо жить как все!”. Те, вторые, не стали для Вас открытием, но настоящим открытием стали первые. Теперь Вы называете Ясенево Божиим селом. И со вздохом спрашиваете: разве весь наш народ всех городов и сел не может стать таким, как богомольцы из Божиего села Ясенева?

Конечно, может. В этом и заключаются смысл и цель всех трудов Церкви, в этом цель христианства. Такими были первые христиане, за исключением еретиков. Тертуллиан свидетельствует, что в его времена ни один христианин не представал перед судом за преступления: христиан судили только за веру.

Почему христиане тех времен были настоящими христианами, а в наше время не так? Потому, что они соблюдали закон Божий, ставя его выше всех законов. Первой и главной обязанностью человека они считали исполнение заповедей. Ибо невозможно исполнять закон человеческий, не исполняя закон Божий. Богомольцы села Ясенева – лучшие граждане, потому что они лучшие исполнители заповедей.

Посему почтите своим долгом перед народом и отечеством всюду, где бы Вы ни оказались, рассказывать об удивительном селе Ясеневе.

И Господь благословит Вас.

Письмо 259

православному словенцу, о святой Русской Церкви