Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Но где сейчас слава римского кесаря? А христианство распространилось по всему миру. Где римская империя? А Царство Христово ширится по всей земле.

Радуйтесь с Господом победам Его!

Письмо 260

Братству святого Петра, о крещении

Я писал вам и раньше, пишу и теперь: не слушайте тех, кто утверждает, что не нужно крестить детей, крестите, как раньше крестили, как крестили прадеды ваши. Апостол Петр крестил сотника Корнилия и его семью [347]. Апостол Павел пишет, что крестил дом Стефанов [348]. А что значит “дом”, если не всех домочадцев, старых и малых? Прочитайте, что сделал тюремщик, который охранял Павла и Силу в темнице, когда увидел чудо: крестился от апостолов сам и все домашние его [349]. Крестился и Крисп со всем домом своим [350]. На что нам еретические измышления, когда апостольская практика ясно свидетельствует, что детей крестить необходимо?

Действительно, в раннехристианские времена некоторые откладывали крещение и намеренно долго оставались оглашенными, чтобы изгладить прошлые грехи. Во времена эпидемий, войн, стихийных бедствий крестились без промедления, чтобы не умереть некрещеными. Кесарий, брат святителя Григория Богослова, долго откладывал крещение. Но однажды в Никее произошло страшное землетрясение, которое унесло множество человеческих жизней. На Кесария рухнул дом, и он был погребен под развалинами, но чудом остался жив. Святой Григорий сказал, что только милость Божия спасла его от гибели – от смерти некрещеным, и посоветовал ему немедленно креститься. Зачем искушать судьбу?

Вот почему люди разумные считают крещение детей необходимым. Крещение изглаживает первородный грех. Для прощения наших грехов нового крещения не нужно, как утверждают некоторые еретики: иначе нам пришлось бы креститься каждый день; для этого необходимо покаяние. По слову Христа: если не покаетесь, все погибнете! [351]

Итак, детям – крещение, взрослым – покаяние.

Письмо 261

Павлу Н., о материалистах

Снова и снова испытываешь свою веру в вечную жизнь и находишь, что она некрепка. Если некрепка, укрепи ее, пока она не станет для тебя очевидностью, ради которой умер и воскрес Господь наш Иисус Христос.

Чем моложе мы и неразумнее, тем реальнее представляется нам видимый мир; чем старше мы и опытнее, тем менее постоянным и реальным видится он нам. Чем больше разочарований в этом мире переживет человек, тем более счастливым можно его назвать, ибо это приводит его к пониманию истины о непостоянстве мира. Зрелый и опытный человек смотрит на него так же, как апостол Павел: как бы сквозь тусклое стекло, гадательно [352].