Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 270

невенчанному, о двойной неправде

Ты изгнал свою венчанную жену и взял другую, с которой живешь без венца. Разве это грех? – спрашиваешь ты. Тебя удивляет, почему соседи возмущены твоим поступком. Тебя удивляет, что власть преследует и наказывает тебя.

Первый твой грех в том, что ты выгнал законную жену, а второй в том, что незаконно живешь с другой. Дважды ты попрал закон Творца, поэтому соседи ропщут на тебя и власть преследует тебя. Животным это не грех, но людям Господь установил иной закон, и для человека это грешно. Ты оправдываешь себя тем, что так поступали многие. Да, это правда, так делали многие, были среди таких беззаконников и коронованные. Но преступника не оправдывает то, что до него уже кто-то преступал закон. Византийский император Константин VI, сын императрицы Ирины, изгнал свою венчанную жену Марию и взял к себе придворную даму Феодору. Царица-мать и цареградский патриарх его укоряли, восстал против беззакония и народ. Но своевольный царь не только не захотел послушаться матери и главы Церкви Божией, но еще и пригрозил им, что если они не оставят его в покое, то он восстановит в государстве язычество и запретит христианство. Но на второй год незаконного сожительства царя с придворной во дворец проникли заговорщики, и царь был ослеплен в той самой комнате, в которой когда-то родился.

Смотри, чтобы и тебя не постигло суровое наказание, но не от людей, а от невидимой силы, которая сильней человеческой. Ибо сказано: Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою,– так говорит Тот, милующая или наказующая рука Которого достигает в свое время каждого (Ис. 5, 20).

Письмо 271

загребскому писателю, о войне

Вы сердитесь на меня за то, что в книге “Война и Библия” я пишу, что Господь попускает войны по человеческим грехам, так же как голод и мор. Все, что я писал, писал не по своему разумению, а по Священному Писанию Божию. Ни один человеческий разум не в состоянии объяснить всю совокупность того зла и горя, которая названа одним коротким словом – война, не может объяснить того и мой разум, но все объясняет и освещает, как яркое солнце, Священное Писание Божие. Господь устами пророка Нафана говорил царю Давиду: восставлю после тебя семя твое… и упрочу царство его [362], но, говорит Он далее: если что злое соделает, накажу ударами сынов человеческих (ср.: 2 Цар. 7, 12, 14). А что означают удары сынов человеческих, если не войну? И исполнилось слово Божие. Сын Давидов Соломон и сын Соломонов Ровоам сотворили злое пред лицем Божиим, и вышел царь египетский Сусаким против Иерусалима и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского. Всё взял (ср.: 3 Цар. 14, 25–26).

Вы спрашиваете, как Господь может попускать такое несчастье людям, где же благое Его учение? На бумаге. Если бы оно было начертано в сердцах человеческих, люди жили бы в мире. Укрепите совесть и сократите военные расходы. Старайтесь, как член Церкви, очищать мир от неправды и беззакония, и угроза войны растает, как туман. Ибо насколько бессмысленно призывать жителей города, в котором свирепствует чума: “Станьте здоровыми!”, настолько же бессмысленно кричать: “Мир! Мир!”, а жить в греховной нечистоте и безнравственности. Здоровье само придет в город, когда он будет очищен от грязи и чумной заразы, и мир придет к народам, когда они очистятся от чумы безверия и греха. А иначе на наши крики: “Мир! Мир!” – отзовется нам не мир, а война.

Письмо 272

бесплодной жене, о детях