«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Кое-что о личной гигиене

В одном из протестантских учебных пособий я встретил пример того, как Христос очищает сердце человека. Последний должен пригласить Христа во все потаенные комнаты своей души и попросить Его очистить их от грязи. Это называется приглашением Христа в свою жизнь. Пример хороший. Но грязь в каких-то комнатах появляется снова36. И надо уметь увидеть эту грязь. Конечно, Христос может показывать ее. Но мы можем не увидеть. Будет ли Христос сам входить в эти комнаты, где грязь, без нашего приглашения? Нет. Он ведь не нарушает нашей свободы. Получается, важно не только присутствие Христа в нашем сердце, но и наше умение увидеть грязь в комнатах. Всю жизнь человек должен учиться распознавать в себе эту грязь37.

«Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно…» (1 Тим. 4:16).

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5).

«Итак, внимайте себе…» (Деян. 20:28).

Знать о том, что говорит Слово Божье о греховности – это одно; увидеть греховность в себе – это совсем другое. Да, Слово Божье судит намерения сердечные, но от меня зависит, способен ли я эти намерения представить на суд.

Несомненно, «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Кровь Иисуса Христа «очищает нас от всякого греха» (см. 1 Ин. 1:7), от «всякого греха», – который мы исповедуем. Бог очищает нас от всякой неправды, но – если мы видим ее в себе. Я часто не вижу в себе недостатки, которые во мне замечают окружающие. И, бывает, это не просто недостатки, но в свете истины – грехи. Будучи в баптизме, я убедился на собственном опыте, что можно каждый свой шаг боязливо поверять Словом Божьим, и в то же время в упор не замечать в себе, например, неблагодарность (это когда подарки от Бога и от людей воспринимаешь, как должное).

Мог ли я, искренний, горячий христианин, неустанно поучающийся в Слове Божьем, обманываться в чистоте своих комнат38? Взгляните на книжников и фарисеев. Они более всех были сведущи в Писаниях. Они имели право изъяснять Закон Божий в синагогах [22]. Они искренне были уверены в своем твердом следовании Закону, в своей праведности, в своем спасении. Они могли с искренней радостью молиться в храме, воздавая благодарение Богу за свой высокий духовный уровень (см. Лк. 18:11 и далее). Без страха и трепета они обращались к Господу, с Которым были явно на короткой ноге (см. Лк. 18:11 и далее). Христос даже сказал о них: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте…» (Мф. 23:3). Но им самим Христос произносит страшный приговор: «Горе вам!» (Лк. 11:42). На библейском языке – это проклятие.

Фарисей и мытарь из притчи Христа одинаково усердно молились в храме (см. Лк. 18:11 и далее). Но у фарисея был обманчивый взгляд на свою греховность. Мытарь же не обманывался. Я думаю, у человека есть только два взгляда на себя – фарисея и мытаря.