«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«В приложении к книгам Ветхого Завета протестанты называют апокрифами книги, которые древняя церковь вообще и теперь греко-восточная, в частности, не считают таковыми… Собственно слово «апокрифический» в этом случае тождественно слову неканонический. Книги эти следующие: 2-я и 3-я книги Ездры, книга пророка Варуха, Послание Иеремии, книга Товит и т.д.» [4].

«Библейская энциклопедия Брокгауза» (насколько я знаю, выпущена протестантским издательством в Германии) в статье «Апокриф» пишет: «Обозначение «Апокрифы» для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные – неканоническими писаниями… Отдельные издания Библии предлагают некоторый набор А. (то есть неканонических книг), заимствованных из Септуагинты. Лютер писал: «Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию, но все же полезны и хороши для чтения».

В этой статье об апокрифах издатели-протестанты неоднократно придают им большое значение. Например, «на высоком уровне написана Книга Иисуса, сына Сирахова. Ее отличает многообразие литературных форм, она содержит многочисленные руководства для практической и духовной жизни…» [5].

В отличие от протестантов, Православная Церковь апокрифами Ветхого Завета считает только следующие книги: Псалмы Соломона, книга Юбилеев, книга Еноха, Завет 12 патриархов и др. Большая часть этих апокрифов имеет характер пророческий, некоторые — характер легенд… [6].

Итак, апокрифы в их настоящем значении Православная Церковь отвергает. В православном учебнике «История христианской церкви» повествуется, что Церковь исключила из священных книг Писания не апостольские и решительно отвергла все книги подложные и апокрифические, каковы, напр., Евангелия «от Евреев», «от Египтян», «Евангелие Фомы» и т.д. Была произведена огромная работа, ведь на момент создания канона в народе ходила масса таких книг. Известно около 50 названий только Евангелий, не говоря уже о деяниях, посланиях и апокалипсисах. Протестанты называют такие книги псевдоэпиграфами [7].

Далее. Действительно ли «единственным руководством в вере и повседневной жизни» у протестантов является Священное Писание? Только со стороны я увидел, что это не совсем так.

Надо сказать, что «Апостольского символа веры», который исповедуют евангельские христиане-баптисты, в Священном Писании нет59. Но, тем не менее, баптисты говорят: «Апостольский символ веры лежит в основе нашего вероучения» [8]. Получается, что не только Библия – в основании вероучения ЕХБ, но и часть Священного Предания. Более того, об этом символе веры «Христианское слово» Союза ЕХБ повествует: «Затем… апостолы составили краткое вероучение, в котором более полно выражено учение Иисуса Христа и их понимание Его личности, жизни и значения» [9]. Вдумайтесь, в предании – «более полно», чем в Св. Писании!

В журнале есть еще одна интересная мысль: «Мартин Лютер находил, что все три символа веры (Апостольский, Никео-Константинопольский (православный, как его еще иногда называют – прим.авт.) и Афанасьевский (конец 5 в.)) выражают вселенское церковное веросознание» [11]. Значит, все-таки может «предание» выражать истину. Именно такое предание в Православии называется Священным (которое, прежде всего, включает в себя Священное Писание) [12]. Сам П.Б. Коновальчик (бывший председатель Союза ЕХБ) в интервью на страницах «Христианского слова» заявил, что «мы можем пользоваться преданиями для духовного назидания», и, правда, добавил: «но не в качестве основы вероучения…» [13]. В этом же журнале И. Подберезский, доктор филол. наук, старший научный сотрудник Института востоковедения АНР (автор книги «Быть протестантом в России»), пишет:

«Есть верующие, которые полагают, что нужна лишь Книга книг – Библия, надо просто верить и читать только ее, прочие же писания, они уверены, только усложняют дело. Казалось, такой подход не лишен здравого смысла. Однако уже первые христиане убедились, что без «дополнительных» писаний веру не сохранить и не отстоять. Отцы церкви разрабатывали учение о Троице, вели борьбу с ересями, сплачивали детей Божиих в одну христианскую семью. Со времен апостольских не прекращалась деятельность, которую сейчас принято называть писательской» [14].

Термин «Троица» впервые введен во втором столетии св. Феофилом Антиохийским60 [15]. А между тем, отвержение «доктрины о Троице» служит для баптистов «верным признаком» того, что они имеют дело с еретиками [16]. Вот как бывает опасно отвергать Священное Предание! Кстати, в символе веры «Радиоцеркви» говорится, что «мы веруем… в единого Бога, вечно существующего в трех ипостасях…» [17]. Формула «един Бог в трех ипостасях» закрепляется в Церкви для всеобщего употребления только в шестом веке [18]. Получается, что кредо «Радиоцеркви» тоже не обходится без Священного Предания.

Взглянув со стороны на жизнь общины ЕХБ, я увидел, что и она соблюдает традиции и обряды61, которые никак не заповеданы в Священном Писании. Перечислю только некоторые из них:

1. Традиция называться «евангельские христиане-баптисты»,