Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 3... И отре власы своими нозе Его...,4 показывая этим величие своей веры и благоговение к Иисусу Христу. Прочитай также начало двадцать шестой главы Евангелия от Матфея, полезное и для настоящего места.

Стих 3... Храмина же исполнися от вони масти (благовонныя)5 И вся вселенная должна наполниться благоуханием от Иисуса Христа.

Стихи 4-6. Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чего ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищым; Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.6 Об этом яснее сказано в вышеупомянутой главе, где говорится: Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея (Мф. 26, 13);7 поэтому следует прочитать и изъяснение этих слов. Иисус Христос не обличил намерения Иуды, желая своим великим долготерпением обратить его на путь истины. Но почему же Иисус Христос, зная, что Иуда вор, позволил ему быть хранителем денежного ящика? Конечно, ради этой слабости Иуды, чтобы он, удовлетворяя таким образом своему сребролюбию, не продал из-за этой своей страсти Учителя.

Стих 7. Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдете.8 На день, т.е. на время погребения Моего эта женщина сберегла миро, как бы предсказав близкую Мою смерть. Об этом яснее написал Марк, хотя там сказано о другой женщине. Он сказал: предвари помазати Мое тело на погребение (Мк. 14, 8). Был обычай погребать, намазав тело благовонными мазями, чтобы оно дольше сохранялось.

Стих 8. нищыя бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате.9 У Марка (14, 7) написано: всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити.10 Словами: Мене же не всегда имате Иисус Христос напоминает ученикам о Своей смерти, которая вскоре последует.

Стихи 9-11. Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть, и приидоша не Иисуса ради токмо, но да Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют, яко мнози его ради идяху от Иудей и вероваху во Иисуса.1 Иисуса Христа иудеи искали убить за то, что Он будто бы нарушает субботу, что делает Себя равным Богу и что многие уверовали в Него; а Лазаря за что? Не за то что ли, что он ожил? Но что же тут за преступление? Очевидно, это – дело зависти. Иудеи завидовали не только благодетелю, но и тем, кому Он благодетельствовал. Поэтому они и слепорожденного отлучили от синагоги, и теперь совещаются убить Лазаря. Они не только сильно завидовали, но и были готовы на убийство. О них говорил пророк: руки бо вашя исполнены крове (Ис. 1, 15). Сильно раздражало их и то предположение, что множество народа, оставив приближающийся праздник, пойдет ко Иисусу Христу.

Стихи 12-13. Во утрий (же) день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик и изыдоша в сретение Ему...2 Иисус Христос идет в Иерусалим, чтобы из-за Него не убили Лазаря, а также для того, чтобы народ с ветвями в руках вышел к Нему навстречу и чтобы этим были поражены все злоумышляющие против Него и могли еще облагоразумиться. Народ взял в руки ветви, как знамя победы, и этим воздал честь Иисусу Христу, как победителю смерти.

Стих 13... И зваху (глаголюще): осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев.3 В особенности мучило иудеев это убеждение народа в том, что Иисус Христос пришел от Бога. Найди в двадцать первой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову... (Мф. 21, 9),4 и прочитай объяснение этого и последующих двух выражений.

Стих 14. Обрет же Иисус осля, вседе на не...5. Опять найди изъяснение начала вышеупомянутой (21) главы Евангелия от Матфея и прочитай все, как весьма необходимое для этого места. Нашел Иисус Христос молодого осла у учеников, которые были посланы привести его, как рассказали об этом другие евангелисты. Они пропустили все, начиная с рассказа о Лазаре до рассказа о том, как были приведены ослица и молодой осел, подобно тому как пропускали и многое другое как из чудес, так и из учения Иисуса Христа, может быть потому, что просто забыли, а может быть даже по устроению Божию, чтобы пишущий после них Иоанн мог написать в своем Евангелии что-либо особенное. Сделав такой пропуск, Матфей говорит: и егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, – и т.д. (Мф. 21, 1 и след.),6 а Марк: и егда приближишася во Иерусалим, в Вифсфагию и Вифанию, к горе Елеонстей, посла два от ученик Своих... (Мк. 11, 1); подобным же образом говорит и Лука (19, 29). Итак, ясно, что Иисус Христос, выйдя из дома Лазаря и находясь еще в Вифании, послал учеников, и они привели ослицу и молодого осла. Другие евангелисты рассказывают просто о путешествии Иисуса Христа в Иерусалим и потому не прерывают повествования о входе Господа в Иерусалим упоминанием о случившемся у Лазаря; но Иоанн пространнее пишет о том, что было пропущено ими, а о том, как был приведен молодой осел и как совершился затем самый вход в Иерусалим, он пишет сокращеннее, потому что все это было уже записано другими. Следует заметить также, что те, которые несли в руках пальмовые ветви, вышли навстречу Иисусу Христу, а те, которые ломали ветви от деревьев и постилали их на пути, и о которых сказали Матфей и Марк, делали это уже после встречи с первыми.

Стихи 14-15... Якоже есть писано: не бойся, дщи Сионя: се, Царь твой грядет, седя на жребяти осли.1 Не бойся, потому что это Царь кроткий и не такой, каковы были многие из царствовавших в тебе – грозные, несправедливые и тираны. Найди в вышеупомянутой главе то место, где говорится: сие же все бысть, да сбудется реченное пророком и т.д. (Мф. 21, 4), и там найдешь изъяснение. Не удивляйся и тому, что Иоанн пропустил слово кроток, потому что евангелисты часто опускают некоторые слова из выражений Ветхого Завета или потому, что они ускользали из памяти, или потому, что они были ясны из последующего; например, если Иисус Христос садится на молодого осла, то значит Он – Царь кроткий и смиренный. Выражения: седя и всед означают одно и то же, так как соответствующее им еврейское выражение значит и то, и другое; равным образом, выражение Иоанна: Иисус Христос сел на жребяти осли (επι πωλον ονου) значит то же, что и выражение Матфея: Иисус Христос сел на осля и жребя, сына подъяремнича (επι ονου και πωλον υιον υποξυγιον).

Стих 16. Сих же не разумеша ученицы Его прежде...,2 т.е. прежде крестной смерти Иисуса Христа, ученики не понимали, что вышеприведенные пророческие слова относятся к Нему.

Стих 16... Но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему.3 Но когда Иисус Христос был прославлен через Свою крестную смерть и Воскресение, тогда только просвещенные Духом Святым ученики вспомнили, что все эти пророческие слова относились к Нему и что иудеи сделали Ему все то, что было написано у пророков.

Стих 17. Свидетельствоваше убо народ, иже бе (прежде) с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых...4 Свидетельствовал народ о чуде воскрешения Лазаря.

Стих 18. Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.5 Свидетельствовали о чуде те люди, которые при совершении его уверовали, а те, которые слышали свидетельство их, вышли вместе с ними навстречу Иисусу Христу.