Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 26. Аще кто Мне служит, Мне да последствует... пусть последует за Мной путем подражания, т.е. кто хочет быть Моим учеником, тот пусть подражает Мне. Как слуге необходимо следовать за господином, так и ученику за учителем.

Стих 26... И идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет...6 Этими словами Иисус Христос или сильнее высказывает ту же самую мысль, что и предыдущими словами, или же сказав прежде о страданиях настоящей жизни, Он указал на будущее блаженство, именно – что последующий за Ним взойдет на небо.

Стих 26... И аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой). 1 прославит, как слугу истинного Сына Своего. Это сказал Иисус Христос потому, что думали еще, что Отец больше Его. А чтобы кто-нибудь не сказал, что легко рассуждать о смерти тому, кто стоит выше человеческой слабости, Иисус Христос показывает, что и Он, как человек, носит на Себе слабое человеческое естество. Поэтому Он сначала позволяет Своей человеческой природе испытать то, что ей свойственно, а затем ободряет Себя к терпению тем, что страдание Его необходимо и плодотворно. Смотри, что Он говорит:

Стих 27. Ныне душа Моя возмутися... Ужаснулась, как душа человека, испугавшись близкой смерти.

Стих 27... И что реку?...2 Недоумевает Богочеловек от сильного ужаса.

Стих 27... Отче, спаси Мя от часа сего...3 Избавь Меня от этого страшного, смертоносного времени. Сказав это, как человек, объятый человеческой робостью, Иисус Христос затем ободряет Себя и укрепляет, говоря:

Стих 27... Но сего ради приидох на час сей...4 для того Я и был сохраняем даже до этого времени, чтобы именно теперь умереть, и потому нужно перенести все мужественно. Показав, таким образом, нам меру естественного страха и образец мужества, Иисус Христос опять говорит:

Стих 28. Отче, прослави имя Твое... Имя, прославленное пред небесными силами, прославь также и пред живущими на земле людьми, разумеется – теми знамениями, которые должны будут совершиться при Моей смерти; прославь его славою имени Моего, потому что Моя слава – Твоя.

Стих 28... Прииде же глас с небесе: и прославил, и паки прославлю.5 Прославил совершившимися уже знамениями, и опять прославлю теми, которые должны совершиться при Твоей смерти.

Стих 29. Народ же стояй и слышав, глаголаху: гром бысть...6 Так говорили те, которые не разобрали слов, а слышали только звук.

Стих 29... Инии глаголаху: Ангел глагола Ему.7 А это говорили те, которые расслышали слова.

Стих 30. Отвеща Иисус и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради.8 Голос этот был не для Меня, т.е. не для того, чтобы Я узнал то, чего не знаю, – так как Я знаю все, что принадлежит Отцу, – но для вас был этот голос, чтобы вы узнали то, относительно чего сомневаетесь, именно – что Я от Бога. Каким образом мог бы быть ко Мне голос с неба, если бы Я не был от Бога? Каким образом Бог прославил бы, в таком случае, имя Свое через Меня и опять прославит?

Стих 31. Ныне суд есть миру сему... Теперь происходит осуждение людей мира сего через осуждение Меня. Для всех других людей смерть есть наказание за грех: вси бо согрешиша и грехом смерть вниде (Рим. 3, 23; 5, 12),9 но ни в каком случае не для Меня, потому что Я никогда не согрешил. А так как дьявол довел Меня до смерти, хотя Я всегда оставался безгрешным, то ныне, в настоящее время, он понесет наказание за оказанную Мне несправедливость, именно он лишится своей власти. И это осуждение дьявола за оказанную Мне обиду есть вместе с тем осуждение за обиду, нанесенную дьяволом первым прародителям и всему роду человеческому.

Стих 31... Ныне князь мира сего изгнан будет вон... из той власти, которую он приобрел через обольщение. Как сам он некогда через плод дерева лишил древнего Адама власти над миром, так теперь этой же власти лишил его самого новый Адам через дерево Креста, врачуя преслушание прародителя Своим послушанием.